Что такое «Сельское Хозяйство»
Согласно классическому определению, «Сельское хозяйство» это отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой), плюс на получение сырья для ряда отраслей промышленности. Однако какие образы у вас встают перед глазами, когда вы произносите слова «Сельское хозяйство»? Обычно это тракторист, пашущий поле, сеялка, с которой в борозды падают зерна, колосящееся пшеничное поле и идущий по полю комбайн — в общем, что-то примерно вот такое:
Вы сами можете проверить — именно такие картинки показывает Яндекс при поиске по словосочетанию «Сельское хозяйство», а значит, именно их и ставят в качестве иллюстрации к этому понятию большинство авторов. В крайнем случае, вы можете там обнаружить что-то вроде вот такого:
Такая подача сельского хозяйства накрепко вбита в подкорку мозга русского человека за 70 лет советской власти. Вы ведь помните, какими были материалы советских СМИ, касавшиеся сельхоза? «Битва за урожай», «засеян миллион гектаров», «на поля области выведены 10 тысяч комбайнов» и так далее. Движуха! Напряжение сил! Битва за урожай – велась постоянно и повсеместно, во время пахоты, сева, уборки и снова по кругу. За урожай в СССР бились все: крестьяне и рабочие, школьники и студенты, инженеры с заводов и ученые из академии наук, и даже солдаты из воинских частей под руководством своих командиров. Благодаря битве за урожай в лексиконе советских людей появилось много слов и словосочетаний: «на картошку», «шефская помощь», «на арбузы» и пр.
Потери от тотальной мобилизации на эту «битву» никто не подсчитывал, казалось, если горожане не помогут колхозникам – зимой наступит окончательный голод. Пока шла пахота или сев яровых, большой помощи колхозникам обычно не требовалось. Однако с середины июня, когда в лугах разворачивался покос кормовых трав, и до самого октября — уборки позднего картофеля, капусты и корнеплодов — институты и заводы буквально лихорадило от колхозных разнорядок. Тем более, что на осень приходился еще и самый пик работ на овощных базах.
Почти все колхозные выезды горожан так или иначе были связаны с уборкой урожая — сена, зерновых культур и особенно овощей. Случалось, что инженеров понуждали ухаживать за коровами и прочей живностью; однако горожане вовсе не умели с ними обращаться, во множестве получали травмы и даже увечья, а скотина, со своей стороны, начинала так интенсивно дохнуть, что власти сочли за лучшее впредь не сводить их вместе, ограничившись уборкой овощей.
А ведь на самом деле сельское хозяйство выглядит вот так:
Понимаете разницу? При СССР всё внимание было сосредоточено на процессе — вместо того, чтобы думать о результате. Потому что результат сельского хозяйства выглядел как-то вот так:
Сами понимаете, таким результатом сложно гордиться — поэтому предлагалось гордиться процессом, то есть ежегодным осенним флэшмобом студентов на полях, отработкой мелкой моторики пальцев рук учеными на овощебазе, игрой школьников «попади однокласснику картошкой в лоб», бодрой вспашкой поля при помощи трактора «Кировец», и так далее, вот этим вот всем.
Это всё равно как если бы на заводе куча народу бодро бегала вокруг станков, резцы красиво гнали стружку с заготовок, сборщики с мужественными лицами напрягали бицепс, закручивая и откручивая гайки — и именно это выдавалось бы за производство, при полном отсутствии отгрузки готовой продукции. Между прочим, это еще у Троцкого было: «движение — всё, конечная цель — ничто«. Так и получилось, что движухи было много, а результат — малоосязаем на пустых прилавках.
Лишь после того, как пришло осознание, что флэшмобами сыт не будешь — картинка пустых полок трансформировалась в полки, ломящиеся от изобилия продуктов, Россия вместо закупки зерна в Канаде и США сама стала крупнейшим мировым экспортером зерновых, подсолнечного масла стало так много, что около 25% его производства уходит на экспорт, и так далее.
При этом про «шефскую помощь» никто уже не вспоминает, а численность занятых в сельхозе резко сократилась и на конец 2015 года составила 4,1 млн человек (процент из общего числа занятых 71,1 млн человек сами можете посчитать), причем основной объем производства продовольствия обеспечивают всего 320 тысяч человек, а остальные участвуют в привычном флэшмобе под девизом «пофиг, пляшем». В 2016 году число высокопроизводительных рабочих мест в сельхозе планируется довести до 397,9 тысяч — соответственно пляски флэшмоберов вокруг старого трактора станут еще более бессмысленны. Численность занятых в сельхозорганизациях в 2015 году в сравнении с 2010 годом сократилась на 20,8% — а производство продукции при этом драматически возросло.
Поэтому вот такого «сельского хозяйства курильщика» в России, даст Бог, не будет уже никогда:
Запомните, а если склероз — запишите: суета и движуха — ничто, результат — всё. Поэтому если вам нужен результат — деятельность следует мерять по результату. А иначе разве что согреетесь от бессмысленных движений.
И когда начнете мерять по результату — сразу настанет «сельское хозяйство здорового человека»:
Причем без всяких перманентных выездов горожан на помощь сельхозу. Там и без вас справятся.