Зачем козе баян?
С 1 сентября 2018 года в 1–4–х классах латвийских детей будут учить по–новому
Никто не говорит, что это будет плохо. Хотя, что будет хорошо, тоже никто не говорит. Просто так делают финны и немного англичане. Минобразования Латвии позаимствовало их опыт и перевело его на латышский язык. Так получилась новая система образования по–латвийски. Давайте разберемся, как будут учить наших детей уже в этом учебном году, так как пилотная программа в содержании образования стартует в школах уже с 1 сентября.
Таблица умножения — для слабаков
«Я считаю, что дать детям просто знания, а потом заставить их повторять — этого недостаточно. Детей нужно научить думать, решать проблемы, работать в группах, создавать модели, искать решения, а методика — всего лишь инструмент. Решить квадратное уравнение может и программное обеспечение, а школьнику надо понимать, как появляются математические модели и как их решать», — считает министр образования и науки Карлис Шадурскис, который, кстати, скорее всего, все–таки знает, как решается квадратное уравнение, и при этом неплохо умеет решать и свои проблемы. Но что–то, видимо, его все–таки не устраивает в собственном образовании, поэтому наших детей он собирается учить принципиально иначе.
С 1 сентября 2018 года в Латвии начинается введение нового содержания образования в 1–4–х классах, а также в детских садиках. Затем в течение 3–4 лет реформа будет введена в полной мере — с детского сада до 12–го класса.
К 2030 году среднюю школу окончат те молодые люди, которые уже с 1–го класса будут учиться по новым стандартам.
С 1 сентября этого года стартует пилотный проект реформы, на который подписались уже 100 школ.
Шесть в одном флаконе
Согласно реформе предметы будут разделены на шесть блоков — например, информатика будет идти вместе с математикой, так как это один блок. «Будет больше связи между предметами, будет больше самостоятельной групповой работы, будет больше тренировки компетенции, так как школьник должен понимать, для чего он учится — какой толк от этого для него самого и для общества», — объясняет Карлис Шадурскис.
Министр честно признается, что Министерство образования в качестве примера очень много взяло от системы образования Финляндии, а также Великобритании. Шадурскис справедливо считает, что брать систему образования из какой–то одной страны и целиком переносить этот опыт в Латвию невозможно. Поэтому возьмут то, на что хватит денег, так как сравнивать финансирование образования в Латвии и в Финляндии просто смешно. Но побросаться в публику модными словечками типа «компетенции» — в самый раз.
Одновременно МОН опять продвигает закон о начале учебы в школе с шести лет, оговаривая, правда, что учебную программу в первом классе реализуют только те общеобразовательные учебные заведения, которые смогут обеспечить шестилетним детям необходимую среду обучения и подготовленных для этой работы педагогов. Подобная попытка предпринималась и в советское время, помнится, тогда даже умудрились установить в школах детские кроватки, чтобы у шестилеток был причитающийся им по медицинским правилам дневной сон. Идея продержалась недолго, кроватки демонтировали, но МОН, несмотря на то, что в структуре работает немало специалистов еще с советских времен, выводов не делает и снова собирается наступать на те же грабли.
Отказ придется обосновать!
Итак, в подготовленных поправках к закону о всеобщем образовании МОН вновь предлагает возможность начинать обучение детей в школе с шести лет, введя эти изменения с 1 сентября 2018 года. МОН уже выступил с таким предложением в сентябре 2016 года, но поддержки тогда не получил. Неужели за 2 года что–то кардинально поменялось?
Так или иначе, но уже одобренный на совещании госсекретарей министерств усовершенствованный законопроект устанавливает обязательное дошкольное обучение детей на протяжении одного года и обязательное начало получения основного образования с шестилетнего возраста с сохранением для родителей детей возможности в случае обоснованной необходимости отложить его на год.
Действующие сейчас нормативные акты устанавливают обязательное освоение программы дошкольного образования с пяти лет на протяжении двух лет. Для оценки возможностей начала всеобщего школьного образования детей с шестилетнего возраста рабочая группа Госцентра содержания образования (ГЦСО) еще в 2009–2011 гг. реализовала пилотный проект. Его главные выводы — содержание интегрированной программы обучения шестилеток в целом соответствует особенностям восприятия и способностям детей. ГЦСО планирует опробовать содержание программы обучения как пилотный проект в ста школах.
По мнению МОН, аргументы в пользу начала основного образования детей с шестилетнего возраста следует связывать также с существующим у части общества взглядом и одновременно проблемой, состоящими в том, что на ступени среднего образования у более старших детей пропадает мотивация учиться, психологически они уже не соответствуют организованному в общеобразовательных школах учебному процессу, у них появляются другие жизненные приоритеты. МОН уверен, что более раннее включение в получение основного образования положительно повлияет на развитие ребенка, устранит риски и компенсирует развивающую среду, если ее ему не в состоянии дать семья. То есть установка заранее идет на заброшенных детей из асоциальных семей?
Хорошо забытое старое
Ну и, наконец, вернемся собственно к содержанию образования. Напомним, речь шла о том, чтобы перенять финский опыт. Тут нелишним будет вспомнить (наступив, конечно, на больную мозоль нацикам), что Финляндия долгое время изнемогала и под гнетом Российской империи и потому многое впитала от русской системы образования. Советское образование, между тем, также использовало фундаментальный опыт лучших образцов российской педагогики. И вот это советское очень пришлось по душе американцам, которые сейчас с энтузиазмом перенимают отринутую нами образовательную систему. Да и так называемое новаторство финнов также сильно напоминает хорошо забытое старое.
Подробности читайте в новом номере газеты «СЕГОДНЯ» 20 июля