Виктор Мережко: Наша нация — великая! Как нас ни закатывай асфальтом, мы все равно пробиваемся
Полвека карьеры, больше сотни работ в кино, культовые картины и статус знатока женской психологии. Знаменитый сценарист, режиссер и актер Виктор Мережко 28 июля отмечает юбилей. Создатель «Родни», «Полеты во сне и наяву», «Одинокая женщина желает познакомиться» и многих других картин побывал на Радио «Комсомольская правда».
Народный артист России рассказал, что думает о современном кино и сериалах, над чем работает сейчас, в чем секрет его бодрости духа. И насколько продвинулся в познаниях женской души.
- Вы считаетесь человеком, который лучше всех разбирается в женской психологии, по крайней мере, в российском кинематографе (после картины «Здравствуй и прощай» Виктора Мережко называют лучшим знатоком женских характеров, - Ред.).
- Да, конечно. Любя женщину, нужно придумать себе, что ты их понимаешь. Женщина – парадоксальное божье создание. Если мужчина существо логическое и примитивно просчитывает свои шаги, то женщина никогда свои шаги не просчитывает, она их чувствует, она живет эмоционально, она живет сердцем, а не головой. Интуицией, каким-то высшим промыслом. И вообще, женский характер в сценарии, в пьесе может быть оправдан в любом качестве. Она может совершить любой поступок, и он будет оправдан, потому что это женщина. Она так создана.
- Женщины порой сами себя не понимают, а как вы научились понимать женщин?
- А женщины не могут себя понимать. Потому что каждая женщина – это тоже отдельная планета. Мне трудно представить двух женщин-подруг – это должно быть что-то исключительное, это очень редко бывает. А как я научился? Ну, наверное, придумал себе больше все-таки. Когда написал первый сценарий, в главной роли была женщина, «Здравствуй и прощай», мне сказали на «Ленфильме»: «Как вы хорошо знаете женскую психологию!». И я подумал – наверное, я знаю. И стал культивировать в себе то, что я знаю, я понимаю. Любой алогизм женщины для меня не только понятен, он пугающе понятен. Потому что алогизм женщины – это, с одной стороны, очень привлекательно, но, с другой стороны, страшно. Женщина может совершенно нелогичные поступки совершать, которые в общем-то просчитать невозможно.
- В Топ-5 ваших лучших картин на ваши сценарии мы включили «Одиножды один», «Одинокая женщина желает познакомиться», «Полеты во сне и наяву», «Вас ожидает гражданка Никанорова». Вы согласны?
- Нет, не совсем. Потому что «Одиножды один» была замечательная работа, я подружился с Папановым, он считал меня самым любимым другом своим – как-то странно так получилось, я этим гордился и рад этому. Но я считаю, что «Одиножды один» - это была спорная картина, она, конечно, была жанрово неожиданна. Еще бы добавил «Под небом голубым» и «Уходя уходи». И «Здравствуй и прощай». Там не менее звездный состав был: Михаил Кононов, Людмила Зайцева, Наталья Гундарева, Олег Ефремов, Виктор Павлов. И я с ними со всеми дружил. К своим удачам я бы отнес обе части «Сонька Золотая Ручка», где я автор сценария и режиссер-постановщик.
- Вы ко всему прочему еще и актер. Почему так мало снимались?
- Ну, во-первых, я был занят очень. У меня сценарии были один за другим, катились, к счастью, с такой силой, с таким успехом, что мне некогда было думать о том, чтобы сниматься самому. Меня пригласили в «Дикий пляж». За эту роль сельского дурачка я потом получил приз «Лучшая мужская роль» в Карловых Варах. Кроме этого дурачка, я всегда играл криминальных субъектов (сериалы «Крот» или «Рекет»). Иногда приглашают, но читаю сценарий (коль я в сценариях разбираюсь, как вы понимаете, неплохо), думаю – нет, мне туда лезть не надо. Да и потом, сейчас я бы согласился что-то сыграть, но, когда я снимал в последней своей картине «Не ждали» (это заказ Первого канала) Олега Басилашвили, то понял, ну, какой я рядом с ним артист? Ну, что вы! Это гений! Это величина! Такого нет в стране у нас. Он остался, пожалуй, из великих один.
- Вот и ответ на вопрос о ваших последних работах в кино. Как вы договорились с Басилашвили?
- Когда снимал фильм «Хуторянин», на одну из главных ролей пригласил Олега Валериановича. До этого он снимался у меня в «Соньке-Золотой Ручке» и еще в одной картине. И мы завели приятельские отношения, сейчас мы уже друзья. И он говорит: «Слушай, напиши что-нибудь для меня такое, чего я не играл. Потому что тут две версии – либо считают, что я уже умер, либо у меня скверный характер». А у него характер непростой, скажем так...
- ...как минимум, в позициях политических вы точно расходитесь.
- ...Когда Олег Валерианович начинает говорить что-то о политике, я отвечаю: «Олег, все, закрыли тему, я на эту тему с тобой разговаривать не буду». Возвращаясь к идее, когда я получил от него такой посыл что-то для него написать, от такого господина, как Басилашвили, отказаться невозможно. Вспомнил картину Репина «Не ждали» - почему вдруг ассоциативно мне показалось, что это повод для сюжета, и я сочинил сюжет об одиноком музыканте, пожилом, божьем человеке. Я даже назвал его Иннокентий Михайлович, как звали Смоктуновского.
- Вы известный мастер киноаналогий. Что сегодня происходит в современном кино? Какую вы могли бы провести аналогию?
- Распад. Деградация. Гибель. Экранное кино гибнет. Тут несколько причин. Молодые режиссеры и сценаристы, которых очень мало, я даже не знаю молодых сценаристов. Это моя первая и главная профессия, у меня 17 пьес еще написаны и все поставлены. Сценаристы знают, как писать, но о чем писать, не знают. Поэтому пишется всякая лабуда, Ваня любит Катю, а Катя любит Петю. Или как чистая красивая девочка из деревни приезжает в город, ее соблазняет богатый негодяй, она становится проституткой, но находит бедного красивого студента, который чист, начинаются испытания, и они вдвоем счастливы. Вот такая общая схема. Возьмите любой фильм выходного дня – они повторяют эту схему один к одному.
- А прокатное кино?
- Прокатное кино не доходит до зрителя. Потому что киносеть в частных руках. Советская власть была умная, она понимала, что кино - не столько искусство, сколько идеология. Простите меня, для вас Сталин фигура мифическая почти что, но я-то знаю, что он каждую картину принимал лично. Он говорил, что церковь – это устоявшийся спектакль, а кино и театр – это спектакль, постоянно меняющийся. И при их помощи можно воспитывать народ. Поэтому сейчас кино в кинотеатры не доходит. Молодежь снимает, подражая американскому дурному кино – вот эти всякие черти, инопланетяне, компьютерные стрелялки...
- Запрос зрителя.
- Так это не зритель. Приходят прыщавые, извините, мальчик с девочкой, с кока-колой, попкорном, сидят, смотрят, щупают друг друга и ржут. Все. Серьезная публика в кинотеатры мало ходит, крайне мало ходит. Или снимают про Россию, что Россия - дерьмо, люди - свиньи, пьяницы, алкоголики, воры, ничтожества, падшие... Как говорит Андрей Кончаловский (я с ним работал), создается представление, что это вокзальный сортир в каком-то провинциальном городке. Нельзя снимать о моей стране, о моем народе в таком унизительном, уничижительном виде кино. Понимаете, наша нация – великая! Я сейчас не о квасном патриотизме, а о великой нации. Я говорю – как нас не закатывай асфальтом, мы все равно пробиваемся!
- Должно государство финансировать и цензурировать кино и театр?
- Конечно. Я считаю, что идеологическая цензура должна быть. Я знаю, что на меня чертей сейчас повесят, но должна быть. Потому что нельзя показывать, как голые мужики и девочки бегают по сцене со всеми прелестями или без прелестей. Нельзя показывать всякие богохульные вещи. На сцене, когда женщину распинают голую на кресте, ну, это безобразие. Нельзя издеваться над собственным народом, поэтому цензура должна быть идеологическая и, конечно, должны быть заказные работы, которые в общем-то курируются государством и при помощи государственных или таких каналов, как «Первый», «НТВ». «Россия» – это государственные каналы – должны приоритетно показывать. Людей нужно воспитывать. Мы потеряли не одно поколение уже молодых людей. Они воспитаны на попкорне и на компьютерном кино. Вот говорили в новостях про Джоли. Ну, какое мне дело – отрезала она сиськи или не отрезала? Ну что за бред?
- Ваше мнение о скандале вокруг «Матильды», которая тоже финансируется государством?
- Я Алексея Учиnеля встретил в Минкульте недели 3-4 назад. Мы с ним достаточно хорошо знакомы, и я спросил – как твои дела? Он говорит – не знаю. Кроме этого, я ничего сказать не могу. Я посмотрел трейлер, но он ни о чем не говорит. С моей точки зрения, Алексей добился главного. Вокруг картины поднят такой шум, что теперь обеспечен замечательный прокат. Я могу это гарантировать. Сейчас, не дай бог, Поклонская на меня подаст в суд, может быть, он как-то договорился, но реклама создана картине.
- Есть сейчас актеры уровня Мордюковой? Слушатели подсказывают: Юрский, Збруев, Калягин.
- Басилашвили, Алиса Бруновна Фрейндлих. Юрский очень хороший актер, но его мало эксплуатируют. Збруев закрыт, я Сашу хорошо знаю, мы с ним не друзья, но почти друзья. Он крайне редко соглашается работать в кино и очень избирателен. В «Ленкоме» работает, он такой ежик - иголочки выпустил и никого к себе не подпускает. Калягин замечательный актер, режиссер, но его же не эксплуатируют, его не снимают.
- Вы такой бодрый духом и так прекрасно выглядите!
- А как по-другому? Я не знаю, сколько мне лет, понимаете? Нет, не в порядке кокетства. Когда мужчина начинает кокетничать, он похож на Борю Моисеева. Нет, не надо. Я не знаю, сколько лет, не отмечаю уже лет 20 дни рождения. Вот сын Ваня, дочь Маша, мы втроем собираемся, втроем посидим в хорошем ресторанчике – и все. Просто объяснимся друг другу в любви. Сегодня меня насиловали в Союзе кинематографистов – будешь отмечать? Не буду.
- Как вы держите себя в такой отличной форме?
- Каждое утро час тридцать у меня очень хорошая гимнастика. Днем, когда сижу за компьютером, обязательно делаю перерыв и минут 20 подкачиваю руки, отжимаюсь от пола. В один подход отжимаюсь 70 раз без проблем. Могу сделать 10-20 таких подходов за день. У меня небольшая спортивная студия 75 метров: тренажер, дорожка, гантели по 15 кг по 50 раз.
- 75 метров, вы сказали? Небольшая?
- Да, небольшая. Приходите в гости! Всю жизнь, сколько себя помню, занимаюсь. У меня второй разряд по боксу, второй разряд по метанию копья, третий — по прыжкам в высоту. Я же донской хуторянин, сельский человек. Дома у меня была ось от телеги, килограмм по 50, я ее жал, отжимался. А сейчас был в Барнауле. Как же мне нравится Алтай! Я влюбился в него. И я туда повез резину, эспандер. Я не могу не заниматься!
- А диета?
- Не завтракаю никогда. Уже лет 35. Утром два стакана воды и по две чайных ложки меда. Мед изумительный продукт! Это лучший продукт в мире! И никогда не портится. Его даже в египетских пирамидах нашли. Обед у меня легонький. А вечером, если работа позволяет, то можно и рюмку водки выпить, и мяса поесть. Я от мяса не отказываюсь. Но я вообще не люблю есть.
- Вы как-то сказали, что предназначение женщины – это семья. Может быть, поэтому так мало женщин сценаристов, режиссеров. Ну, Кира Муратова, Лиознова, Дружинина, Авдотья Смирнова, Рената Литвинова. Они — исключение? Не женская это профессия, считаете?
- Сейчас наступает период матриархата. Женщинам деваться некуда, в силу того, что мужчины становятся все более женственными и инфантильными, выпивающими и желающими пожить за счет женщин. Настоящих мужиков все меньше и меньше, что правда. Поэтому женщина становится лидером. Матриархат наступает. Не только в России, а и в человечестве. Поэтому очень много девушек сейчас идут в кино. Другое дело, что режиссура – это профессия взрослых людей, а не 20-летних. Для того, чтобы понимать, что ты хочешь, чего добиваться от актера, нужно иметь хороший и жизненный, и волевой опыт. Поэтому у девчонок часто не очень получается. Но они рвутся, они понимают, что парней нужно отодвигать в сторонку. А вообще мужчина – это добытчик, мужчина – это лидер, мужчина – это, по идее, гордое, достойное существо, которое ведет за собой семью, детей, учит. А когда мужчина, приходя домой, боится, что жена сейчас его огреет тарелкой или сковородкой по голове, не понимая, за что... Нет, конечно, есть мужчины настоящие, и бизнесмены, и деятели искусства, хотя сейчас актеров мало стало мужчин.
- Молодых, вы имеете в виду, да? А как же Козловский?
- Ну, почему Козловский сразу. Матвеев еще есть такой артист. Они все друг над друга безумно похожи, я часто даже на экране глядя на них, путаюсь, кто из них кто. Еще Страхов.
Почему-то телевизионные каналы тяготеют к таким мягким, женственным мужчинам. Я имею в виду не по ориентации, не приведи Господь, а по внешней красоте. Красивой должна быть женщина. А мужчина должен быть не красив, но мужественен. Вот возьмите Аль Пачино – мой самый любимый артист в мире. Разве он красив? Маленького росточка, лицо как бы невыразительное, но, господи, как только он появляется на экране, такой магнетизм! Но там же нет красоты, там есть мужчина. Что очень важно. Челентано обожаю. Де Ниро сейчас как бы так немножко разменялся...
- А молодые женщины-актрисы у нас есть?
- У меня снималась Оля Хохлова, молодая актриса, очень хорошая, красивая девочка, сексуальная. У меня снималась Настя Микульчина в «Соньке Золотой Ручке», хорошо начинала. Варя Щербакова в «Соньке» снималась и еще в двух картинах. Мужчин вообще трудно найти, хотя каналы требуют – дайте мне красавца, ну, типа Страхова... И девочек тоже трудно найти, потому что, кроме красоты, там должна быть харизма. Как мне повезло в жизни, потому что я был знаком и дружен, и в работах моих – Мордюкова, Гундарева, Купченко. Понимаете, были актрисы, были персоны. А сейчас...
- Почему? Потому что учат плохо, потому что ситуация такая в стране? В чем причина?
- Если появляется более-менее яркая личность – актер или актриса – их начинают беспощадно эксплуатировать во всех фильмах. И потом еще одна беда, что они все очень дорого стоят. А бюджеты не такие уж широкие. И начинаешь думать – как заплатить, если такая звездочка или звездун требует таких денег и начинаешь или отказываться, или убеждать канал, что он не влезает в бюджет... А деньги, поверьте мне, заоблачные. Сотни тысячах за съемочный день.
- Даже на Безрукова жалко?
- Ну, Сережа замечательный актер, но я не считаю, что он лучший актер.
- А кто лучший сейчас?
- Господи, вы меня так поймали... Ну, я бы назвал Миронова Евгения, конечно. Это актер. Это Его Величество Актер, конечно. Безруков, он потрясающий перевоплощатель в разные образы, но ты видишь, что он это делает. Он очень талантливо это делает и это все равно вызывает смущение, что ты присутствуешь при делании, а не при жизни.
- Послание молодым.
- Ребята, деньги – это не главное в жизни. Поставьте цель, идите к ней и вы добьетесь своего!