История знает совсем немного примеров, когда захваченная силой оружия власть была отдана в результате выборов. Потому Петр Порошенко и его команда едва ли будут разборчивы в инструментах политического самосохранения. Притом лишение украинского гражданства политических оппонентов, как это произошло несколько дней назад с находящимся в США Михаилом Саакашвили, — пожалуй, один из наиболее гуманных инструментов. Дружба со студенческой скамьи с Петром Алексеевичем, о которой нередко рассказывал Михаил Николозович, не помогла ему сохранить паспорт с трезубцем.
Объявив курс на декоммунизацию, киевские власти в действительности воспроизводят худшие практики советской эпохи, в т. ч. лишение гражданства и принудительную высылку собственных граждан за границу. Приведем примеры.
1) Летом 2016 правоохранительные органы Украины передали Кишиневу молдавского бизнесмена Вячеслава Платона, обладавшего украинским паспортом с 2006 года (фамилия в украинском паспорте — Кобалев). Суд не признал наличие у Платона украинского гражданства на том основании, что в архивах МВД якобы не нашлось его заявления о желании получить статус гражданина Украины. Эксперты объясняли передачу Платона Кишиневу сговором классово близкой олигархической власти Молдавии и Украины накануне президентских выборов в Республике Молдова, т.к. Платон был оппонентом крупнейшего молдавского олигарха Владимира Плахотнюка (его нередко называют бизнес-партнером Порошенко), поддерживавшего прозападных кандидатов в президенты (что, впрочем, не помешало выиграть выборы Игорю Додону, декларировавшего курс на сближение с ЕАЭС).
2) В мае 2017 Порошенко подписал указ о лишении гражданства экс-нардепа Андрея Артеменко, предложившего в американской прессе собственный план по урегулированию конфликта на Донбассе и отношений Украины с РФ. Кроме того, Артеменко заявлял, что вместе с экс-главой СБУ Валентином Наливайченко передал новой вашингтонской администрации материалы о коррупции в высших эшелонах власти Украины. Формальным основанием лишения гражданства Артеменко послужило его заявление о том, что он определенный период времени обладал гражданством Канады (с которым расстался, по его утверждению, 10 лет назад).
3) В один день с Артеменко украинского гражданства лишился соратник Саакашвили Саша Боровик, депутат Одесского горсовета. Причиной послужило наличие у Боровика гражданства ФРГ, из которого он вовремя не вышел (украинское законодательство запрещает двойное гражданство, хотя в Административном и Уголовном кодексе не предусмотрена ответственность за его наличие, а также ни одним нормативно-правовым актом не урегулирован процесс лишения украинского гражданства при наличии еще одного).
Наконец, 26 июля стало известно, что украинского гражданства лишен Саакашвили: формальной причиной стали ложные данные, указанные в анкете, которую Михаил Николозович заполнял на получение гражданства. В анкете было указано, что он не находится под следствием на Украине и за ее пределами, хотя на территории Грузии Саакашвили был заочно арестован, о чем не могли не знать киевские власти (а власти Грузии не раз делали запрос в Киев относительно возможности экстрадиции экс-президента). Теперь же Саакашвили, лишенный в конце 2015 гражданства Грузии, стал апатридом — лицом без гражданства (если, конечно, у него не припрятан еще какой-нибудь паспорт).
Киевские власти грубо нарушили Конституцию Украины, запрещающую лишать украинского гражданства, если оно у физического лица единственное, а также Конвенцию ООН о сокращении безгражданства. Хотя, в принципе, апеллировать к законам на послемайданной Украине — занятие бессмысленное: сила права давно заменена правом силы и политической целесообразностью (а подача апелляций в украинские суды, не принимающие ни единого решения без указаний «сверху», на президентские указы о лишении гражданства — дело безнадежное).
Когда раскручивался скандал вокруг «плана Артеменко», Порошенко внес в Раду с пометкой «неотложный» законопроект № 6175, предполагающий внесение правок в закон «О гражданстве Украины», урегулирующий процедуру лишения украинского гражданства при наличии гражданства другого государства (по оценкам экспертов, двойным гражданством обладают до 17% граждан Украины — преимущественно российским, венгерским, румынским). Законопроект так и не был принят, но это никоим образом не помешало Порошенко подписывать указы о лишении гражданства. Президентская команда явно вошла во вкус, потому вполне можно ожидать, что с осени, когда начнется новый политический сезон (т.е. борьба за сужающуюся «кормушку» с новой силой) общество станет свидетелем еще не одного подписанного указа о лишении гражданства. По утверждению Олега Ляшко, двойным-тройным гражданством обладают порядка 150 депутатов Рады, не говоря уже о представителях крупного капитала (к примеру, владелец паспортов Украины, Израиля, Кипра Игорь Коломойский) и чиновниках высокого уровня, которые могут быть лишены гражданства на основе «прецедента Боровика».
Однако вернемся непосредственно к Саакашвили. В истории с лишением украинского гражданства бывшего грузинского президента есть несколько аспектов, на которые невозможно не обратить внимание.
Во-первых, указ Порошенко был подписан через несколько дней после возвращения Петра Алексеевича из Грузии — по всей видимости, как и в случае с бизнесменом Платоном, имели место закулисные договоренности между компрадорско-олигархическими режимами Киева и Тбилиси. Небезынтересно, что в Грузии уже не первый год находится бывший мэр Киева Леонид Черновецкий, к которому в последние несколько недель проявляет пристальный интерес Генпрокуратура Украины. Леонид Михайлович в период пребывания на Украине был завсегдатаем высших строчек рейтинга украинской версии журнала Forbes: в условиях резкого сужения «кормовой базы» «распотрошить» активы Черновецкого на основе «договорняка» с грузинской властью — перспектива заманчивая.
Во-вторых, Порошенко нанес удар по остаткам грузинской команды, а конкретно по фигурам замглавы Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) Гизо Углаве (связанным с Вашингтоном, а потому мешающий Порошенко контролировать данный орган; кроме того Генпрокуратура два месяца назад начала расследование против Углавы по подозрению в уклонении от уплаты налогов и сокрытия гражданства Грузии) и экс-замгенпрокурора Украины и экс-прокурора Одесской области Давида Сакварелидзе, который был соратником Саакашвили по партийному проекту «Движение новых сил».
Думается, Порошенко не рискнул бы лишать Саакашвили украинского гражданства, если бы последний несколько месяцев назад не начал бы вести собственную передачу на телеканале ZIK, в которой Михаил Николозович и его гости нередко выходили за «флажки», установленные Администрацией президента. Власть предержащие крайне болезненно реагируют на малейшую критику в свой адрес, а потому стремятся создать «теплую информационную ванну», полностью стерилизовав информационное пространство. Негативная реакция электората из числа «еврооптимистов» и политических сил, стоящих на данных идеологических позициях, для которых Порошенко становится «вторым Януковичем», похоже, не сильно беспокоит Петра Алексеевича, подчинившего все доступные ресурсы задаче политического самосохранения.
Все идет к тому, что политическая карьера Саакашвили на Украине подходит к бесславному концу. Не получилось у Михаила Николозовича ни в Одесской области, инфраструктурный и социально-экономический базис которой при нем продолжал разрушаться, ни непосредственно в публичной политике. Что ж, можно сказать, что Саакашвили, лишавший ранее собственных оппонентов гражданства Грузии, ощутил на себе этакий «эффект бумеранга». А вообще, подорвать карьеру в Грузии и на Украине, лишиться гражданства двух государств, утратить треть собственной страны (Абхазия и Южная Осетия) — это надо быть очень «одаренным» политиком.
Денис Гаевский, Киев