"Стена" не спасет украинцев
Украинцы признались, что защитная "стена" на границе с Россией не сможет сдержать наступление войск предполагаемого противника, несмотря на пропагандистские заявления об обратном. Тем не менее забор местным пограничникам пригодился: с его помощью они отсекают единичных нелегальных мигрантов и контрабандистов.
Украинский новостной телеканал "24" показал зрителям, в каком состоянии сейчас находится российско-украинская граница. Работы по строительству заграждения начались на ней два года назад. За это время в Харьковской области удалось обустроить лишь 40 км государственной границы. Для сравнения - общая протяженность границы около 2250 километров.
Лучше всего оборудован отрезок в районе села Гоптовка. Это образцово-показательный участок, куда возят журналистов и иностранцев. Он оснащен рвами, валами, рокадными дорогами, камерами видеонаблюдения. Благодаря камерам пограничники могут просматривать территорию в радиусе 5 км от пункта пропуска. Стопроцентного покрытия границы видеонаблюдением нет, но оно планируется.
"А нарушитель не сможет и шага сделать по украинской земле, чтобы не включилась сигнализация, даже у вражеских диверсионно-разведывательных групп не получится", - говорится в репортаже.
Сама "стена" представляет собой забор из металлической сетки с колючей проволокой наверху. При этом пограничники гордо именуют свое инженерное сооружение "Европейским валом". Обустройство образцового участка обошлось украинской казне в 600 млн гривен (около 1,4 млрд рублей). Это практически все деньги, которые Киев смог наскрести на строительство "стены" для защиты от России за последние два года.
Такой уровень безопасности есть только на двух участках границы в Харьковской области из восьми. На остальных граница контролируется старыми способами: пограничники стоят на металлических вышках и осматривают разграничительную полосу. В остальных приграничных регионах дела обстоят еще хуже: в Сумской и Луганской областях работы по обустройству границы еще даже не начинались, в Черниговской сделали лишь крохотный участок.
В беседе с журналистами пограничники не скрывают, что мифического "агрессора" такой забор все равно не остановит. "Само собой, этот забор не сдержит военную технику", - заявил помощник начальника восточного управления Государственной пограничной службы Украины Эдуард Макаров. Он нужен, "чтобы усложнить пересечение государственной границы для граждан, товаров". Благодаря защитной системе нарушения государственной границы уменьшились на участке в районе Гоптовки на 90%.
На пропускных пунктах установлена более серьезная защита, в том числе окопы и огневые позиции. Пограничники полагают, что наступающая армия прибудет к ним не через поле, а по дороге - тут-то они ее и обезвредят.
Сотрудники погранслужбы говорят, что все слабые места на границе можно залатать должным финансированием. Но чтобы полностью обустроить Харьковскую область, необходимо не меньше 1 млрд гривен (2,3 млрд рублей), однако правительство на ближайшие годы запланировало выделить лишь половину из необходимой суммы. Пока что до пограничников дошла десятая часть денег.
В конце репортажа украинские журналисты задаются вопросом, "нужно ли выделять колоссальные средства на "стену", которая максимум способна защитить нас от единичных нелегалов и контрабандистов, а в случае вторжения она задержит врага на считанные минуты, остается вопросом".
Ранее вокруг пограничной "стены" вспыхивало множество коррупционных скандалов. Деньги на ее строительство чиновники отправляли подставным фирмам, в одной из которых директором числилась уборщица. Куда ушли средства дальше и кто стоял за их выводом, так и осталось неизвестным.
Украинские эксперты давно утверждают, что с оборонительной точки зрения "стена" совершенно бессмысленна. "Непонятное функциональное назначение проекта "Стена". Как ров может спасти от бронетанковой группы врага? Контрабанда идет и на западных границах Украины, и через неконтролируемые участки на востоке. ДРГ проникают через неконтролируемые участки линии разграничения с Д/ЛНР, протяженность которой составляет примерно 440 километров. Это чисто коррупционная сделка и манипуляция", - говорит военный эксперт Дмитрий Снегирев.