У Евросоюза прорезался голос: эксперт объяснил, почему Европа помогла России в борьбе с санкциями
Евросоюзу удалось повлиять на Соединенные Штаты и вывести ряд энергопроектов с участием России из-под санкционных мер, утверждает постпред РФ при ЕС Владимир Чижов.
Евросоюзу удалось повлиять на Соединенные Штаты и вывести ряд энергопроектов с участием России из-под санкционных мер, утверждает постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. Представитель России отметил, что переговоры по санкциям будут продолжены, но ЕС вряд ли дойдет до введения ограничительных мер в отношении США.
Политолог, независимый аналитик, советник президента по политическим вопросам в 1991–1993 годах Сергей Станкевич в комментарии для Федерального агентства новостей, напротив, заявил, что страны-члены ЕС будут усиливать давление на США, поскольку их задели за живое.
«ЕС сопротивляется Америке, потому что затронуты действительно важные интересы альянса. Страны-члены проявили настойчивость и, по всей видимости, будут проявлять ее дальше. Ну и, конечно же, здесь играет роль фактор Дональда Трампа. Он слишком непредсказуем, а его политика несет слишком много рисков. Европе хочется обезопасить себя от опасных импровизаций из-за океана. Первый раз за долгое время Евросоюз показал, что у него есть голос, — комментирует для ФАН Сергей Станкевич. — Думаю, что его самостоятельность будет только нарастать и особенно активизируется после выборов в Германии. ФРГ стала лидером консолидирующейся континентальной Европы. Канцлер Ангела Меркель, которая идет на четвертый срок, очень осторожна в высказываниях. Партия идет уверенно, и главное — не сделать и не сказать того, что может испортить уже созданное преимущество. После выборов 24 сентября Германия в качестве политического лидера ЕС активизируется, и, я думаю, самостоятельность европейской политики будет только усиливаться».
Постпред России в Евросоюзе Владимир Чижов считает, что «какие-то углы Евросоюзу сгладить все же удалось» и удалось «кое-какие цифры подправить».
«Вопрос о том, как будет работать закон о санкциях против трех государств, включая Россию, пока неясный. Последняя редакция закона, который был принят и вступил в действие, была изменена таким образом, что все решающие действия зависят от президента. Так что основная санкционная ответственность сейчас на Трампе», — говорит Сергей Станкевич.
Эксперт в области международных отношений Дмитрия Леви, как сообщает издание «Экономика сегодня», считает, что «такая политика связана с тем, что отношения России и ЕС — это одна экономическая линия, а России и США — совершенно другая». Леви также уверен, что «ограничения Вашингтона не слишком затрагивают Россию», ведь экономические отношения между странами слишком незначительны.
«Экономическое взаимодействие России и США настолько минимально, что санкции ничего нового здесь не добавляют. Единственная угроза, которая там содержится — угроза американским компаниям, работающим на Сахалине, в том числе, бывшей компании Рекса Тиллерсона ExxonMobil. Интересно, поднимется ли рука у администрации покуситься на эти проекты, поскольку они достаточно успешно развиваются в течение многих лет, — задается вопросом эксперт ФАН. — Это будет тестовый момент для администрации Дональда Трампа. На сегодняшний день главная линия напряжения проходит именно между Белым домом и Евросоюзом. ЕС уже выражал свое недовольство и оказывал давление в период доработки документа с тем, чтобы ограничения не коснулись в первую очередь энергетических проектов Европы и России».
Владимир Чижов также добавил, что планка допустимого российского участия в международных энергетических проектах повысилась с 10 до 33%. Но несмотря на это, к проекту газопровода «Северный поток-2» это не относится. Америка в своем документе подчеркнула, что всеми силами и средствами будет препятствовать реализации проекта.
«Здесь действительно произошло определенное смягчение. Но самый важный сюжет касается именно проекта «Северный поток-2». Практические работы по его сооружению должны стартовать весной следующего года и вестись очень интенсивно. Формально, если бы Трамп вдруг захотел остановить строительство, в законе есть инструменты, которые позволяют президенту США это сделать. Но в том же законе, по настоянию ЕС, есть важные оговорки, что применяя ограничения, предусмотренные документом, Трамп обязан консультироваться с ЕС. У президента США есть возможность применить консультацию с Брюсселем и не применять ограничения в отношении «Северного потока-2», ссылаясь на то, что в ходе консультации ЕС решительно возражает. Поэтому, когда Трамп будет писать отчет в Конгресс США, он может указывать, что он консультировался, что в Европе возражают, поэтому пока он ограничения не применяет, — говорит Сергей Станкевич.
— Закон создал зыбкую среду в энергетической сфере между Россией и Европой. Конечно, негативный фактор есть: банки будут менее охотно давать деньги, европейские партнеры будут менее охотно подписывать контракты с РФ. Но остановить полностью экономическое взаимодействие РФ и ЕС не получится. «Северный поток-2» полностью запретить – тоже. Вопрос в том, каким образом теперь дипломатическим путем и Европе в первую очередь, и России как пострадавшей стороне удастся максимально снизить негативное последствие санкций. Конечно, нам всем нужно выходить из санкционной войны».