Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Август
2017

Шведские ворота

0

Шведские ворота — единственные ворота в старой рижской крепостной стене, дошедшие до наших дней. Не хотелось бы становиться источником разочарования, но ворота в стене на улице Калею, ведущие ко Двору конвента (Конвента сета), это все же реконструкция, а не то, что сохранилось благодаря традиции.

Вечные ремонты Риги…

 

Почему ворота называют Шведскими? А все просто. Все ворота, имевшиеся в городской крепостной стене, были построены при ее воздвижении, в эпоху Ливонии, в Средние века, и только этот проход был пробит на исходе XVII века в 1698 году. 

 

К этому времени развитие артиллерии достигло такого уровня, что старые каменные стены перестали играть роль укреплений. Поэтому по проекту и под непосредственным руководством талантливого шведского военного инженера Эрика Дальберга, в конце XVII века назначенного губернатором в Ригу, в городе и его окрестностях проводились грандиозные работы.

 

Рыли огромный ров, превративший Ригу в остров. Современный городской канал — это лишь напоминание о том рве, который был раза в два, если не в три, шире.

 

По внутренней кромке рва возвышался высокий земляной вал, которому, в отличие от кирпичной стены, не страшны были попадания артиллерийских ядер. Высоту валов в какой–то мере имитируют торговый центр “Триангула” на берегу Даугавы и подземная автомобильная стоянка, тянущаяся от Песочной (или Пороховой) башни в сторону улицы Кр. Валдемара. Собственно, разрешение на строительство обоих объектов в охранной зоне Старого города и было получено после того, как застройщик убедительно мотивировал городские власти, пояснив, что оба сооружения возникают не так просто, ни с того ни с его, а призваны дать туристам некое представление о городских фортификациях XVII века.

 

Каменные же стены оказались внутри рвов и валов. Никакого фортификационного значения они больше не имели. При этом оставались городской собственностью. Шведская администрация посоветовала горожанам поступать с ними как тем вздумается, и экономные рижане решили старые крепостные стены не разбирать, а использовать их в качестве несущих опор для новых домов. Да и боковые стенки строить дешево: договорился с будущими соседями — вот и сэкономил вполовину. Оставалось только фасад отстроить да внутри помещение на комнаты разделить.

 

В несколько лет новые дома как соты облепили старые крепостные стены с обеих сторон. И до сих пор, если вдруг в одном из таких домов проходят капитальные ремонтные работы, строители неизбежно натыкаются на остатки городской стены в той или иной степени сохранности. Это «налипание» домов сегодня хорошо заметно на площади Ливу.

 

Шведский гарнизон какое–то время ютился в закрытом к тому времени женском цистерцианском монастыре при церкви Марии–Магдалены, пока в конце XVII века на северо–востоке города не были выстроены казармы, протянувшияся между валами и старой каменной стеной — примерно там, где сегодня расположены Яковлевские казармы. Впрочем, стоит иметь в виду, что нынешнее здание казарм, достигающее 237 метров в длину и считающееся и сегодня самым длинным зданием города, было выстроено в конце XVIII.

 

Так или иначе, но в XVII веке здесь был сосредоточен шведский гарнизон Риги, и чтобы соединить эту казарму с внутренним городом, в стене рядом со старой башней и были пробиты ворота, прозванные Шведскими. 

 

Все остальное пространство стены оказалось поглощено жилыми домами. И до сего дня невооруженным глазом видно, что эти постройки словно облепили некий остов. Даже дом № 11 на улице Торня — не что иное, как бывшая полукруглая и некогда высокая башня Юргена, в документах впервые упомянутая в 1350 году. 

 

Пробили ворота в то время, когда Рига принадлежала Швеции, пробили их для шведского гарнизона, вот и прозвали их Шведскими. Хотя сами шведы пытались называть их Львиными — по изображению головы этого шведского геральдического зверя, украсившей замковые камни ворот с обеих сторон. Но рижане оказались настойчивее и за воротами закрепилось имя Шведские.

 

Место для легенды

 

Однако суровая правда жизни была не слишком занимательна, поэтому со временем возникла легенда, связавшая название ворот с событиями Северной войны.

 

Мол, после Полтавской битвы, разбив шведского короля Карла, русский царь Петр I направил значительные силы во главе с фельдмаршалом Борисом Петровичем Шереметевым под Ригу. После долгой осады шведский гарнизон капитулировал, но сумел выговорить себе благоприятные условия капитуляции. Они не стали пленниками, а под командой отцов–командиров промаршировали на север через эти ворота. Отсюда мол и название — Шведские ворота. При этом никого не заботил вопрос, а зачем шведам нужно было маршировать из Старого города, если их казарма располагалась на северной окраине, у самых крепостных валов.

 

Впрочем, со временем и эта легенда показалась слишком пресной, поэтому была создана новая, не лишенная эротического антуража. В нее в качестве обязательного для Риги элемента вошли и рассказы о замурованных в камне. В основу легенды, если можно так сказать, положена мысль о том, что молодым девушкам запрещали встречаться с военными их родители, а молодым военным с городскими девушками запрещали встречаться отцы–командиры, но это не мешало девицам и шведским воинам встречаться у ворот, после чего находить места более уединенные. 

 

Последствия одной из таких встреч не заставили себя долго ждать — всего девять месяцев. Рижане в качестве наказания замуровали девушку в ворота, чтобы шведские солдаты знали, к чему может привести их безответственное поведение. И именно после этого, говорит легенда, ворота и стали называть Шведскими. А из ворот с тех пор, особенно в ветреные ночи, слышны стенания и плач девушки. А еще, если пройти в полночь через ворота, можно услышать голос девушки: «Я люблю». 

 

Другая легенда безотносительно к названию ворот и к даже к отголоскам истории рассказывает о том, что Шведские ворота вырубил в 1689 году в своем собственном доме богатый рижский горожанин. Его дом, мол, стоял на границе города, а за въезд в город надо было платить, а за провоз товара — еще больше. Поэтому предприимчивый купец сделал собственный портал–вход в город, после чего сам начал провозить товар бесплатно, да еще стал взимать мзду с прочих, желавших уклониться от городской службы доходов. Но мы–то знаем: было бы такое на самом деле, портал долго бы не продержался.

 

Новая жизнь ворот

 

Как уже говорилось, наверху, на замковых камнях — изображение льва, геральдического животного Швеции. Слева и справа от его морды — цифры, напоминающие о дате создания ворот.

 

Пушки по углам принято относить к тому времени, когда Рига перестала иметь статус города–крепости, земляные валы быть срыты, а крепостной ров полузакопан и превращен в городской канал. Огромное число никому уже не нужных устаревших гладкоствольных пушек горожане стали использовать для того, чтобы обезопасить углы своих домов от телег и карет, проезжавших по тесным улицам и постоянно цеплявшихся за стены. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это — одна из многочисленных легенд.

 

Пушки, возможно, так и использовали после того, как Рига перестала быть городом–крепостью, но только не в Шведских воротах. Фотографии конца XIX — начала XX веков молчаливо, но от этого не менее убедительно свидетельствуют, что никаких пушек до самой последней войны у ворот не было. Появились они позже.

 

В 1926 году Шведские ворота у города на свой баланс взяло Общество архитекторов Латвии. После реконструкции интерьер нескольких зданий у ворот по проекту архитектора А. И. Трофимова был соединен в одно целое. Установлены кафельные печи XVII–XVIII веков, воссозданы плафоны в стиле барокко и классицизма.

 

Экстерьер зданий у ворот приобрел вид, аутентичный концу XVII века, то есть времени, когда ворота были пробиты в стене. Фронтону, порталам, консолям с масками был приданы характерные барочные черты. Два дома (позднее и третий) составили архитектурный комплекс, в котором сегодня и располагается Союз архитекторов.

 

А потом начатую Трофимовым работу продолжили в два этапа — в 1953–1956–м и 1986–1987 годах. Вот во время этих реконструкций ворота и примыкавшие к ним дома и получили окончательный облик, имитирующий конец XVII века, именно тогда и были по углам вкопаны жерла старых орудий для вящей стилизации и оживления картинки.

 

И ведь действительно — красиво!

 

Олег ПУХЛЯК,

историк,

специально для газеты «СЕГОДНЯ».




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Зверев пробился в полуфинал Открытого чемпионата Австралии






Специалисты рассказали, как сделать виртуальные объекты из ничего

Плачущий Эрдоган и ряд задержаний: новые подробности о пожаре на курорте в Турции

Булыкин: «Европе много чего можно перенять от России. Москва уже где-то даже перегнала европейские страны»

Спектакль «Завтра была война» поставят на Камчатке