Предвестник "мухожука"
Вот про девятое мая совершенно искренне говорят, что это праздник каждой семьи, война коснулась каждого из нас и касается до сих пор. Каждого же из нас коснулся 1998 год, шок, обрушивший планы и надежды сотен миллионов людей и озолотивший "Семью".
В тот самый день я выходил из леса на границе с Финляндией после приятного изнурительного похода по скалам и озёрам Карельского перешейка. Мне нужно было что-то в университете, поэтому я ушёл на день раньше остальной группы, друзьям я оставил блок сигарет "Пётр I", потому что в лесу можно курить дешёвые сигареты, а уж в городе мы позволяли себе табачок подороже.
Спустя всего шесть часов пути до дома я понял, что происходит что-то не то, когда мимо меня пронёсся мой знакомый и прокричал, что в соседнем магазине, возможно, ещё остались "Родопи" и надо бежать!
Продавцы прятали товары под прилавки, цены менялись буквально каждую секунду, сколько сейчас доллар стоит, а сколько он будет стоить через час, а вдруг в три раза подорожает и сколько тогда будет стоит, например, "Беломор"?
Мне запомнился заголовок в Lenta.ru от 1999 года: "Россия просит у США ещё немного еды". Спустя всего несколько лет после революции и путча Россия путём демократических реформ и усилий десятков ходорковских и березовских вновь приблизилась к краю пропасти. Причём голодной пропасти.
Мне хочется описать то время какими-то простыми ощущениями. Дороговизна всего и вся отлично бросалась в глаза, если попробовать попросить у прохожего сигаретку. За этот вопрос запросто могли и избить, уж больно дорогой была эта сигаретка для каждого.
Смотреть на это как-то глобально и масштабно? Тогда опишем так: молодые, яркие и прогрессивные немцовы, касьяновы, навальные, яшины, кацы и прочие за светские рауты и похлопывания по жирной холке вогнали в нищету миллионы сограждан. А сколько тогда заливали про малый бизнес? Его же первым и убили.
Ещё воспоминание: мои будущие товарищи и коллеги задумали открыть общегородскую деловую газету, взяли кредиты, закупили технику, договорились с типографией в Финляндии, внесли предоплату, сняли красивый офис с видом на Неву. Офис был круглый, и они катались по нему на велосипеде, предвкушая первую рабочую неделю. На велосипеде они катались 16 августа. А потом несколько очень тяжёлых лет работы в маленьких каморках, чтобы хоть как-то расплатиться с долгами. Они справились.
Но "выживает сильнейший" — это не про социальноориентированное государство, это про гладиаторские бои, на которые выпустили сразу и накачанного спецназовца, и старика на инвалидной коляске. Нам с вами устроили именно такие бои, а сами смотрели сверху и кто-нибудь изредка, насупив брови, в телевизоре нам вещал, мол, надо потерпеть, сейчас время такое, мухожучное.
Но стоит и о хорошем. К счастью, это время не пережили и мухожуки, треснули поперёк от жадности. Каждый по-своему. Один идиот сейчас где-то за границей слюну пускает и грезит о возвращении в Россию на белом коне, другой скончался от утех с кашемировым шарфиком и так далее. А мы получили, надеюсь, очень хорошую прививку. По крайней мере сейчас все эти санкции и насупившиеся из-за океана брови не пугают. Россия ещё немного еды не просит, но может дать железа, как в Сирии.