Продолжавшийся более трех лет политический кризис в Македонии пришел к своему логическому завершению — добившееся власти правительство евроамериканских марионеток и популистов во главе с социал-демократом Зораном Заевым таки приняло проект закона о языке. Согласно ему, албанский станет еще одним государственным языком в тех провинциях и населенных пунктах страны, где албанское меньшинство составляет более 20%. Таким образом под этот критерий попадают и столица государства Скопье, где численность албанцев по последним данным составляет 20,5%, и третий по размеру македонский город Куманово, где албанцы — это 25,8% горожан, не говоря уж о Тетово и Гостиваре с преобладающим албанским населением, где национальный албанский флаг можно увидеть гораздо чаще, чем государственный македонский. Отныне государственные структуры и госпредприятия этих территорий будут обязаны использовать наряду с македонским еще и албанский язык. Названия топонимов, вывески и бланки документов также будут продублированы. То, что парламент страны, спикером которого поставлен этнический албанец Талат Джафери, в прошлом министр обороны, а ещё в более далёком прошлом — офицер, дезертировавший из македонской армии ради того, чтобы присоединиться к албанским сепаратистским формированиям, утвердит этот законопроект, сомневаться не приходиться.
На фоне этой всепроникающей толерантности Македонии поступок соседней Греции мог бы выглядеть актом подлинной ксенофобии, если бы не был совершен в отношении этнических греков, перебравшихся в Элладу из Албании. При этом историческая родина решала отобрать гражданство у целого ряда подобных репатриантов за службу албанскому государству. Служба эта заключалась в содействии очистки албанской территории от имущества и недвижимости, принадлежащей этническим грекам.
В частности, одним из таких лишенцев стал мэр албанского города Химара Гиорги Горо. Этнический грек, как и большинство химарцев. Надо отметить, сам город был построен тоже греками еще во времена Империи ромеев, которую теперь принято называть Византия, и стал центром провинции Северный Эпир. В начале девятнадцатого века он имел широкую автономию в составе османской Порты, а в 1912-ом году был окончательно освобожден местным уроженцем, по совместительству майором греческой армии Спиросом Спиромилиосом. Однако уже через два года уважаемые западные партнеры, посовещавшись, порешали, что Северный Эпир должен целиком войти в состав Албании, что, конечно, не устроило местное греческое большинство, которое пыталось организовать собственную автономную республику. Но против сильных мира сего, как известно, не повоюешь. И к 1922 году территория была интегрирована Тираной окончательно. Несмотря на это, даже наиболее известные наши современники — уроженцы Химары, такие, как тяжелоатлет Пиррос Димас или футболист Сотирис Нинис, имеют греческое происхождение. За Албанию на международном уровне они никогда не выступали, так как переехали в Грецию. И многие греки следуют их примеру, чему немало способствует политика албанских властей.
До окончательного решения «греческого вопроса» Северному Эпиру, конечно, еще далеко, но местные чиновники стараются, не без помощи своих же греческих «зондеркоманд». Так, еще в августе 2015-го года власти города во главе с «греческим» мэром распорядились снести православную церковь святого Афанасия, построенную греческим приходом на месте одноименного храма второй половины XVII века, снесенного коммунистическим албанским режимом. Надо отметить, что маленькая церковь была домом молитвы более двадцати лет, и в ее возведении албанское государство православным не помогало никак. Однако, именно два года назад властям вздумалось на ее месте возвести памятник католическому монаху Нилу Каталану, который служил на этих землях в том же XVII веке и внес некий вклад в становление албанского языка. Устоять перед рвением албанских хозяев некогда греческой земли у православных шансов не было, и в одно утро, придя к своему храму, они застали вместо него одни лишь руины — церковь снесли буквально за ночь.
Уже через год в рамках некоей реконструкции в Химарах были снесены девятнадцать домостроений, причем принадлежавших исключительно местных грекам: целые семьи лишились кто крыши над головой, кто возможности зарабатывать себе на жизнь. Муниципалитет же, со своей стороны, просто в одностороннем порядке уведомил их, что они должны эвакуироваться в течении пяти дней с момента получения официального уведомления.
Понятное дело, что подобные действия в отношении соплеменников Греция расценила как недружественные, и награда, в итоге, нашла героев. Однако албанскому делу это не помешало, и со стороны Тираны даже не последовало официальной реакции на лишения греческого гражданства их карманных греков. В конце концов, предателей не уважает никто — ни те, кого они предают, ни те, ради чьих интересов они идут на предательство.
Посему можно предположить, что в случае окончательной победы албанства уже в Македонии, и интеграции западной ее части в проект Великой Албании (а нынешние шаги македонского правительства можно считать началом этого процесса), тем же Заевым тоже смогут пожертвовать, как разменной монетой. В конце концов, македонский премьер не албанец, а славянин, предавший интересы своего народа ради сладких обещаний западных кураторов и собственных политических амбиций. Албанцы же традиционно прикрывают и защищают только своих.
Сейчас они, например, ополчились против сербского режиссера Бориса Малагурского, посмевшего снять документальный фильм о незавидной судьбе сербского духовного и культурного наследия в Косово, которое местные албанские сепаратисты поспешили объявить своим (речь, разумеется, идёт о том, что не было уничтожено в ходе погромов начала нулевых). Пока на свет появился только трейлер картины, однако и этого хватило для того, чтобы албанские пользователи всемирной сети начали на все лады клясться в том, что они расправятся с режиссером, а США в любом случае им помогут — если не в расправе как таковой, так в том, чтобы в Косово сербским духом даже и не пахло.
В данном случае интересно, что будут делать македонские политики, когда их албанские соратники начнут чистить от славянского духа уже саму Македонию? Впрочем, как показывает история, такие люди как Заев и Горо не теряются, для вчерашних предателей всегда найдется место почетной ссылки по принципу «с глаз долой, из сердца вон» на пространстве Европы и даже североамериканского континента.
Алексей Топоров