Ольга Васильева: «Традиция русской школы жива»
Министр образования и науки РФ о создании единого образовательного пространства, о введении устного собеседования по русскому языку, о постоянном повышении квалификации педагогов …
«Единое образовательное пространство – составная часть национальной безопасности», – убеждена министр образования и науки РФ Ольга Васильева («Вечер с Владимиром Соловьёвым» от 29.08.2017). Речь идёт о том, что каждый ребёнок на территории нашей страны должен получать бесплатное, качественное и доступное образование. При этом базовое содержание его знаний по любому предмету должно быть единым и не зависеть от школы или региона, где этот ребёнок учится. «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь» – отныне не про современную российскую школу, пишет портал Profiok.com.
Для того чтобы реализовать эту концепцию, были разработаны базовые стандарты. По сути, это некий перечень знаний и навыков ребёнка, которыми он должен обладать, заканчивая очередной учебный год. Стоит понимать, что это не жёсткие рамки для учителя, а всего лишь тот минимум, который он в любом случае обязан дать школьнику. Какие углублённые знания можно будет «нанизывать» на эту базу, решает учитель. Более того, задача учителя – пробудить в ребятах интерес к более глубокому изучению тех или иных предметов.
Следующий шаг – разработка концепций преподавания по каждому предмету. И уже на основе этих концепций, одобренных профессиональным сообществом, будут созданы новые учебники. Обсуждение существующих учебников идёт сейчас на сайте Минобрнауки и продлится до середины сентября. Раньше процедура включения учебников в федеральный перечень была в некотором роде формальной: издатели сами находили авторов, которые писали учебники, затем нужно было получить экспертную оценку (попросту говоря, купить), после чего можно было подавать заявку на включение в перечень. В результате в федеральный перечень попали почти полторы тысячи разных учебников. Такого, по словам Ольги Васильевой, больше не будет. После того как Минобрнауки разработает новую систему экспертной оценки, останется две-три линейки учебников по каждому предмету. Понятно, что эти учебники будут разными, но их базовое содержание будет единым. Например, есть исторические события, о которых нельзя не знать, литературные произведения, которые невозможно не прочитать, не говоря уже о базовом наборе знаний по естественным наукам.
Словом, в системе образования стало качественно меняться содержание. При этом концепции, учебники и стандарты – всего лишь инструменты для достижения основной цели. Эта цель – построение (точнее, воссоздание, поскольку в СССР всё это уже было) единого образовательного пространства на всей территории нашей страны.
Кстати, именно этой же целью обусловлено решение Минобрнауки о переподчинении школ регионам. Для тех, кто не в курсе, поясним, что сейчас большинство школ имеют муниципальное подчинение и финансируются исходя из действующих нормативов. Получается, что в «богатом» муниципалитете гимназии и лицеи получают достойное финансирование, а сельские школы в этом же регионе финансируются по минимуму. По мнению Ольги Васильевой, затраты региона на каждого ребёнка должны быть равными. Переход, как и все преобразования, происходящие по инициативе Васильевой, будет происходить постепенно: пока это делается экспериментально в 17 регионах, причём по разным моделям. В итоге каждый субъект РФ сможет выбрать модель с учётом своей специфики.
Единое пространство охватит не только учеников школ, но и педагогов. Минобрнауки взялось за непростую задачу: создать единый подход к формированию заработных плат учителей. Федеральное и региональное финансирование, оклады, коэффициенты и надбавки – всё это запутывает систему, приводит к тому, что люди не понимают, сколько и за что они получают. Нередки случаи, когда зарплата ректора вуза в десятки, если не в сотни раз превышает зарплаты рядовых профессоров и доцентов.
Сейчас эксперты ведомства совместно с профсоюзными организациями заняты разработкой предложений по формированию единого подхода к финансированию образования, включая участие бизнеса – например, через частно-государственное партнёрство. Будут разработаны уровни квалификации для учителей: учитель, ведущий учитель, старший учитель и так далее (уровневый профстандарт педагога). Соответственно, каждый учитель будет понимать, куда он может расти и к чему стремиться – как в профессиональном плане, так и в финансовом.
Уже в этом году в тринадцати пилотных регионах учителя русского языка и математики пройдут анонимное тестирование, аналогичное ЕГЭ. Конечно же, за «провальные» результаты никого не накажут. Это всего лишь попытка оценить масштаб беды и понять, какие пробелы наиболее распространены у предметников. По данным Рособрнадзора, пробелы в знаниях по профильным предметам наблюдаются у каждого десятого педагога в нашей стране. В дальнейшем учителей ждут курсы повышения квалификации. Мечта Ольги Васильевой – возродить в масштабах страны единую систему повышения квалификации учителей. В идеале каждый учитель должен проходить курс повышения квалификации раз в три года. И тут дело не только в ликвидации «предметных» пробелов. Как часто объясняет в интервью Ольга Васильева, педагогу из глубинки очень важно приехать в большой город, посетить музеи и театры. Чтобы было, что отдавать детям, у педагога должно что-то наполняться внутри, и система повышения квалификации – отличный механизм для этого.
Что касается нынешних зарплат учителей, то во всех регионах они с разной скоростью, но растут. Конечно, темпы роста оставляют желать лучшего, да и регионы в нашей стране слишком разные – сложно добиться одинаковых показателей для Дальнего Востока и, скажем, для Москвы. Тем не менее, движение есть. По крайней мере, задолженностей по зарплате больше нигде нет, даже в Забайкальском регионе, о котором в последнее время много писали СМИ. Кроме того, во всех субъектах РФ есть программы, направленные на поддержку молодых учителей. В некоторых регионах им выделяют жильё и в первые годы выплачивают существенную прибавку к зарплате.
Изменяется и отношение к профессии учителя в обществе в целом. Небольшой, но важный пример: стараниями Ольги Васильевой в этом году впервые будет организована трансляция на федеральных каналах праздничного концерта, посвящённого Дню Учителя.
О том, что профессия педагога становится всё более важной и востребованной, красноречиво свидетельствует статистика приёмной кампании. Конкурс на бюджетные отделения педагогических вузов вырос до шести-семи человек на место. Более того, в педвузы идут выпускники с высокими баллами ЕГЭ: например, на филологический факультет МПГУ средний балл ЕГЭ равен 273, то есть 90 баллов по каждому предмету. Это очень хороший показатель.
С этого учебного года в программы общеобразовательных школ вернулась астрономия. «Я была удивлена, когда узнала, что в российских школах нет астрономии, – поделилась Ольга Васильева (Общероссийское родительское собрание, 30.08.2017). – У ребёнка должны быть горизонты, без звёзд и неба нельзя!»
Вести новый (вернее, восстановленный) предмет будут учителя физики, объём программы – 35 часов. При этом школа будет сама решать, с какого полугодия вводить этот предмет и в каком классе его изучать – в десятом или одиннадцатом. Возвращение в школьную программу астрономии в видеообращении к Общероссийскому родительскому собранию горячо поприветствовал лётчик-космонавт РФ Сергей Рязанский.
С 2020 года станет обязательным ГИА по иностранному языку (государственная итоговая аттестация, то есть экзамен для девятиклассников). С 2022 года экзамен по иностранному станет третьим обязательным ЕГЭ. Ольга Васильева поясняет, что умение хотя бы на бытовом уровне объясняться на иностранном языке – необходимый навык для современного человека, инструмент, без которого обходиться просто невозможно. «Коллеги, у нас что-то не так, что-то нужно менять: учим язык со второго класса – и никак не получается», – обратилась Ольга Васильева к педагогам во время Общероссийского родительского собрания. «Может быть, и оценивать стоит не знание правил, а умение общаться на языке? и учить именно этому?» – задается вопросом обозреватель портала Profiok.com.
Есть у современных школьников и другая беда: они не очень хорошо умеют выражать свои мысли не только на иностранном, но и на русском языке. Первым этапом на пути развития способности формулировать мысли стало введение сочинения в качестве допуска к ЕГЭ. Для далёких от школы читателей поясним, что при слове «сочинение» не нужно вспоминать школьные сочинения советской эпохи. В Минобрнауки начали с малого и ставят школьникам куда более лёгкую задачу. Даётся общая тема вроде «Чувство и разум» или «Дружба и ненависть». Эту тему нужно раскрыть на примерах литературных произведений, уложившись в объём 350 слов. Заметим, что это всего лишь 2000 знаков или примерно страничка текста в MS Word. То есть, конечно, требуется написать текст подлиннее твита, но объём для нормального человека вполне посильный.
С этого года пробуждение у школьников интереса к разговору на русском языке перейдёт в следующую фазу: допуском к ГИА для девятиклассников станет устное собеседование по русскому языку. Как пояснил в ходе Общероссийского родительского собрания глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, молодым людям нужно будет прочитать короткий отрывок и обсудить его с преподавателем. Ничего сложного и ничего страшного. Надо же с чего-то начинать.
Надо сказать, что задача развития навыков устной речи, как и воспитание любви к чтению, задача не только школьных педагогов. По мнению Ольги Васильевой, корни проблемы, связанной с непрочитанной «Войной и миром», лежат далеко за пределами 10-го класса, когда это произведение изучается в школе. Приучать к чтению, развивать ораторское искусство и желание разговаривать нужно гораздо раньше и общими усилиями школы и семьи. Если родители не разговаривают с ребёнком и занимаются своими делами, пока он сидит, уткнувшись в гаджет, о каком развитии устной речи можно говорить?
Однако развивать нужно не только навыки устной речи, но и, например, аналитические способности или финансовую грамотность. Всем этим тоже будет заниматься школа, но уже на дополнительных занятиях. Ольга Васильева уверена, что шахматы развивают ребёнка, при этом затраты на обучение педагогов, инвентарь и так далее минимальны. Министр считает, что в каждой школе должно быть, как минимум, пять бесплатных кружков: научно-технический, музыкальный, литературный, спортивный и шахматный. Кроме того, школа может организовать углублённые лекции по любым предметам во внеурочное время, это вопрос инициативы руководства школы и родительской общественности. Например, в ряде регионов школьники уже изучают курс финансовой грамотности, подготовленный Минобрнауки совместно с Банком России.
В этих условиях многие дети и их родители жалуются на перегруженность школьников. Даже во время посещения «Артека» министр выслушала сетования школьников на невозможность выделить время на творчество из-за основной учёбы. Но разжалобить Ольгу Васильеву не вышло. Она уверена, что умение всё успевать, планировать и организовывать свой день – тоже необходимый навык, которому нужно учиться. А про детскую перегруженность писала ещё Агния Барто: «Драмкружок, кружок по фото, а ещё и петь охота...» По мнению министра, смена вида деятельности – отличный отдых и возможность получить новые знания.
В целом же, по словам Васильевой, у современной российской школы есть все механизмы, чтобы выстроить образовательную траекторию в соответствии с потребностями каждого ребёнка. Дело только в грамотном управлении школой, в качественной работе педагогов, в активности родителей и наличии у всех заинтересованных лиц здравого смысла.
Ольга Юрьевна Васильева была назначена на должность министра образования чуть более года назад. Сама она называет прошедший год не просто трудным, а очень тяжёлым. Во-первых, новому министру пришлось практически заново пересобрать команду. Во-вторых, всякое движение в сторону прозрачности предсказуемо встречает яростное сопротивление и недовольство со стороны тех, кто привык устраивать свои дела «в мутной воде». Впрочем, истерику можно наблюдать только на стороне оппонентов: сама Васильева мягко, не повышая голоса, аккуратно, но уверенно меняет систему образования, а заодно и меняет отношение к ней в обществе. И там, и там, перемены более чем заметны.
«Любое новаторство должно быть очень хорошо продумано», – говорит Ольга Васильева (интервью «Интерфаксу 16.08.2017). Постоянно повторяя, что является сторонницей эволюционного пути, министр за год сформировала команду, изменила не только содержание школьных программ, но и подход к его формированию. Тем не менее, она не устаёт говорить о том, что хорошего в нашей системе образования намного больше, чем плохого, что у нас отличные школьники и замечательные педагоги, что сейчас стоит задача всего лишь собрать и объединить всё лучшее и придать процессам некую системность. Согласитесь, в такой постановке вопроса проблемы не кажутся нерешаемыми и уж тем более не выглядят катастрофой.
«Наше образование имеет глубокие корни, и его на сегодняшний день не убьёшь, – заявила Ольга Васильева в эфире телеканала «Россия 1». – То, что создавалось веками, нельзя разрушить за два-три десятилетия. Традиция русской школы жива».
«Соглашусь с Ольгой Васильевой в части неубиваемости с умом построенных систем, – говорит директор Центра экономического развития и сертификации (ЦЭРС ИНЭС) Роланд Шарифов. – Аналогичная ситуация ещё несколько лет назад была в оборонке, которую с начала 1990-х методично разваливали. И тут выяснилось, что все эти годы были люди, которые каждый день ходили на работу и всеми силами старались если не развивать, то хотя бы сохранять наработанное десятилетиями. Во многом благодаря им удалось так быстро восстановить отечественный ОПК».
«Пользуясь случаем, от души поздравляю всех российских граждан с началом нового учебного года. Речь не только о тридцати миллионах молодых людей, переступивших сегодня пороги учебных заведений. Мне очень нравится тема урока, который пройдёт сегодня во всех школах нашей страны: "Россия, устремлённая в будущее". Ребятам расскажут о том, как наша страна будет развиваться в ближайшие годы, какие направления развития станут приоритетными, какие специалисты потребуются России. Как известно, в наше время учиться, повышать квалификацию и расширять набор компетенций нужно абсолютно всем: министрам, директорам предприятий и рядовым сотрудникам, ученикам и их педагогам. Только тогда будущее, в которое нам всем стоит устремить взгляд сегодня, будет обнадёживающим и привлекательным», - заключил эксперт.