Восток не пойдет по пути Запада: победа Меркель на выборах усилит начавшийся раскол в Европе
Резкий рост популярности ультраправой партии Германии на выборах в эти выходные является напоминанием о трещине, которую дал Европейский Союз, уверены журналисты bloomberg.com. И эта трещина со временем будет только увеличиваться.
Канцлер Германии Ангела Меркель была избрана на четвертый срок, однако ее победа омрачилась первым в истории попаданием в парламент ультраправой партии «АдГ». Во главе соседней Чехии, возможно, скоро встанет популистский лидер, который выступает против дальнейшей интеграции ЕС и связывает политику «открытых дверей» для беженцев с терроризмом. А правительства Польши и Венгрии напоминают своим западным союзникам, что национализм в стиле Дональда Трампа еще жив и не собирается сдаваться.
Бывшие коммунистические страны, некогда больше всех стремившиеся в ЕС, сейчас выступают против европейского истеблишмента.
Чешский миллиардер Андрей Бабиш, который заявил, что политика Меркель привела к теракту в Берлине в прошлом году, является лидирующими кандидатом на пост премьер-министра Чехии на предстоящих октябрьских выборах. Одна из ключевых позиций его партии ANO – избавление от евро.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, который публично поддержал кандидатуру Трампа на пост президента США, все еще занимает сильные позиции в преддверии выборов весной следующего года. Недавно он отверг постановление Европейского суда о необходимости Венгрии и Словаки принимать мигрантов. В этом месяце он заявил, что ЕС пытается заставить его страну стать такой же, как Западная Европа.
В Польше правящая партия Ярослава Качиньского "Право и справедливость" пользуется большой популярностью, при том, что правительство критикуют за ужесточение контроля над судами и средствами массовой информации. Партия также не принимает беженцев, а уровень поддержки «АдГ» в Германии говорит о том, что Польша в этом отношении поступает правильно, как заявил в интервью польскому телеканалу министр внутренних дел Мариуш Блащак. "Ключевой вопрос для Польши и Евросоюза – сделает ли Ангела Меркель выводы из ошибки, которую она совершила в 2015 году”, - добавил он.
Польша является наиболее острой проблемой для Германии и ЕС. Это шестая по величине страна в ЕС, и станет пятой после того, как Великобритания завершит переговоры по выходу из Евросоюза. Польское правительство очень беспокоит Берлин. Об этом сообщил высокопоставленный немецкий чиновник на условиях анонимности.
Вице-президент Европейской комиссии Франс Тиммерманс предупредил Польшу о том, что ее могут лишить права голоса. Официальные лица ЕС также предложили связать фонды развития с поддержанием демократических институтов в стране.
“Год назад я бы сказала, что Польша не будет рисковать потерей средств ЕС, - заявила Отилия Данд, аналитик брюссельской консалтинговой фирмы Teneo Intelligence. – Сейчас я думаю, что они легко рискнут как получением штрафов, так и потерей средств ЕС”.
Однако это может стать катастрофой для Польши. Страна получает финансовую помощь в размере 234 миллиардов евро, больше, чем любой другой член ЕС посредством взаимозачета.
Правительство в Варшаве, кажется, не слишком этим обеспокоено, как и финансовые рынки. Злотый, наряду с чешской кроной, является одной из 10 наиболее стабильных мировых валют по отношению к евро в этом году.
Польша разозлила Германию разговорами об $1 трлн репараций за ущерб, нанесенный в ходе Второй мировой войны. Ранее она расстроила французов, сорвав контракт на поставку новых боевых вертолетов, и президент Эммануэль Макрон даже отказался от визита в Польшу во время недавнего восточноевропейского тура.
«Никто из-за рубежа не будет навязывать нам свою волю, - заявил Качиньский. - Даже если в некоторых вопросах нас никто в Европе не поддержит, мы останемся островом свободы».
Качиньский, Орбан и Бабиш говорят, что просто отстаивают интересы поляков, венгров и чехов, забытых коррумпированной элитой ЕС. Уровень жизни в этих странах вырос с момента распространения ЕС на восток в 2004 году, но доход на душу населения в большинстве стран остается ниже, чем в Греции, даже после финансового кризиса страны.
Реальная политическая напряженность между восточной и западной Европой началась два года назад из-за крупнейшего со времен Второй мировой войны кризиса с беженцами в Европе. В то время как Меркель иммигрантов впустила, политические партии Венгрии, Польши и Чехии прониклись антиисламскими настроениями, что повысило их популярность. В июле опрос показал, что 57 процентов поляков скорее покинут ЕС, чем пустят беженцев.
“В Европейском Союзе появилась новая трещина, - заявил в этом месяце своим парламентариями Орбан, который ранее обещал превратить Венгрию в “нелиберальное государство” по типу России и Турции. – Страны, принимающие иммигрантов, хотят преодолеть различия, предложив нам тоже стать странами, принимающими иммигрантов. И если мы откажемся, они нас изнасилуют и заставят стать таковыми”.