Переворот ползком: как "обезглавили" Молдавию
В Молдавии разыгрывается сценарий "ползучего" конституционного переворота: всенародно избранный президент Игорь Додон фактически лишился всех властных полномочий. В незавидном положении "английской королевы" он оказался после того, как Конституционный суд (КС) поддержал позицию прозападного правительства во главе с Павлом Филиппом, которое вступило на тропу войны против Додона.
Беспрецедентный случай на постсоветском пространстве: Конституционный суд временно лишил президента его законного права подписывать указ о назначении министра обороны. Это решение было принято, когда Додон повторно отверг выдвинутую на этот пост правительством кандидатуру Еуджена Стурзы.
Кабмин обратился в КС с просьбой разрешить спор вокруг назначения главы Минобороны. Как выяснилось, в Конституционном суде сторонники Додона в меньшинстве, поэтому решение последовало не в его пользу: президента объявили "временно неспособным исполнять свои обязанности", а подписывать указ о назначении министра обороны препоручили на выбор премьеру Филиппу или спикеру парламента Андриану Канду.
Последний не преминул воспользоваться ситуацией и возложил президентские обязанности на себя. Именно Канду назначил Еуджена Стурзу министром обороны.
Додона оскорбило решение КС, поэтому он призвал к роспуску парламента и массовым акциям в свою поддержку: "Для Молдовы не существует иного решения, кроме досрочных парламентских выборов и скорейшего перехода к президентской форме правления. Заявляем о начале действий на уровне всего государства с целью поддержки президентской формы правления".
Филипп поддержал решение Канду. "Я рад, что теперь у министерства обороны появился руководитель. Сейчас разрабатывается стратегия национальной безопасности, проходит реформа армии, поэтому у министра много задач", — заявил он.
С точки зрения аналитиков нынешнее поражение Додона означает серьезное ослабление позиций президента: ключевой портфель кабмина ушел в руки его прозападно настроенных оппонентов из парламента и правительства.
Обострись ситуация в стране — и Додон не сможет использовать армию как гарант конституционного строя.
Впрочем, новый министр обороны Стурза сразу предупредил, что не собирается подчиняться приказам нынешнего президента, так как не считает его верховным главнокомандующим. "Верховный главнокомандующий армии — это народ Молдавии, — поделился мнением глава оборонного ведомства республики. — Поэтому обязанность военных — служить родине и гражданам".
Позиция новоиспеченного министра противоречит Конституции, которая наделяет главу государства полномочиями Верховного главнокомандующего. Из этого можно сделать вывод: в Молдавии совершен "ползучий" конституционный переворот.
Судя по всему, месяцами продолжавшееся в стране двоевластие завершилось в пользу прозападной коалиции парламента и правительства Павла Филиппа. Президент фактически лишен права голоса в принятии решений как по внутренней, так и по внешней политике.
Вспомним хотя бы пару примеров, которые красноречиво свидетельствуют, насколько парализована власть главы Молдавии.
Первый пример. В июле Таможенная служба проигнорировала приказ Додона — впустить в страну вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина. В итоге их встреча была сорвана, и провести ее президент Молдавии, к своему унижению, смог только 5 августа в Тегеране, в рамках инаугурации президента Ирана Хасана Роухани.
Второй пример. В сентябре молдавское Минобороны проигнорировало обусловленный нейтральным статусом республики запрет Додона на участие в учениях НАТО Rapid Trident-2017, которые проходили с 7 по 23 сентября на Украине. Премьер-министр Филипп подписал распоряжение об отправке на маневры 55 военных из 22-го миротворческого батальона и бригады Mоldova.
Ожидается, что новый министр обороны возьмет курс на ускоренное вступление страны в НАТО. С этой целью в декабре планируется открыть в Кишиневе официальное представительство Североатлантического альянса.
А что же остается делать Додону? Два варианта: либо попытаться выиграть намеченные на осень 2018 года парламентские выборы, либо напрямую обратиться к народу, который его избрал, с призывом к массовым акциям протеста против проамериканской политики правительства и правящей парламентской коалиции.