Директор Росгвардии: Застреливший сослуживцев Гаджиев не был экстремистом
Директор Росгвардии Виктор Золотов дал разъяснение, почему стал возможен расстрел офицером из его ведомства сослуживцев дислоцированной в Чечне воинской части. Как пояснил Золотов, убийца не был экстремистом или приверженцем террористической группировки, а преступление имеет бытовую причину.
«Данный товарищ ушел в какой-то степени в социальную плоскость, он просил решить вопросы с жильем, которое не было вовремя предоставлено, у него была проблема с женой — она вместе с ним проживала там, — рассказал Золотов. — И когда он убыл в отпуск, командир просто-напросто пытался его уволить в связи с тем, что у них не сложились свои отношения, и он его жену просто-напросто убрал из части, из этого подразделения».
Когда офицер вернулся из отпуска в часть, жены он в казарме не обнаружил. Вместо нее проживал подселенный командовением сослуживец. «Я думаю, что это вызвало эмоциональный всплеск, он и так был раздражен, как мы выясняем, и был в высоком эмоциональном стрессовом состоянии, напряжении», — сообщил директор Росгвардии. Убийство росгвардейцем своих товарищей по службе не в самом спокойном регионе России Золотов назвал «недоработкой командующего округом, заместителей и непосредственно командира батальона, который там находился».
Как сообщало EADaily, ЧП произошло в райцентре Шелковского района Чечни, 360 батальон оперативного назначения, воинская часть 6791, 46-я ордена Жукова отдельная бригада Росгвардии. Имя убийцы — старший лейтенант Росгвардии Марат Гаджиев, 1992 года рождения, уроженец лезгинского села Белиджи в Дербентском районе Дагестана. В в.ч. 6791 Гаджиев командовал инженерно-строительным взводом. Накануне убийства у Гаджиева был неприятный разговор со своим начальником — командиром инженерно-саперной роты капитаном Ильей Баныкиным. Баныкин, как и рассказывал Золотов, был намерен подать рапорт на увольнение Гаджиева из рядов Росгвардии, а еще раньше выселил из казарменного помещения жену Гаджиева.
После общения со своим командиром, которое происходило на крайне повышенных тонах, Гаджиев, удалившись к себе, принял значительную дозу спиртного. В состоянии опьянения он пошел в оружейную комнату. Взяв там автомат с полным магазином, он прямо в «оружейке» застрелил своего ротного, который в тот момент пересчитывал оружие. Затем Гаджиеву встретился старший сержант контрактной службы Арсен Байгазиев, дежурный по роте. Байгазиева Гаджиев убил выстрелом в живот. После этого Гаджиев открыл беспорядочный огонь в сторону казармы, целясь в назначенных в развод солдат. В результате погиб четвертый росгвардеец — сержант Хайрутдин Агамагомедов, механик-водитель саперной роты.
Выйдя на улицу, в приказарменной беседке Гаджиев обнаружил командира инженерно-технического отделения старшего сержанта Ильяса Гарачиева и выстрелил в него. Гарачиев скончался от ранения в грудь. Семь минут спустя военнослужащие из охранения части ликвидировали убийцу выстрелом в голову.
Все жертвы пьяного взводного командира — его сослуживцы. Байгазиев, Агамагомедов, Агамагомедов приходились убийце по субординации подчиненными. Есть информация, что трое убитых сержантов, как и Гаджиев, были дагестанцами. Убитый Гаджиевым капитан Илья Баныкин, по некоторым данным, был командирован в часть из Нижегородской области. Его назначение ротным командиром состоялось 9 октября, за две недели до убийства. Причем Гаджиев сразу же почувствовал к своему новому начальнику неприязнь. Военная прокуратура прорабатывает следующую версию: Гаджиев сам надеялся стать ротным, но незадолго до прибытия Баныкина был отсеян за дисциплинарные нарушения.
Семье погибшего Ильи Баныкина правительство области выделило 100 тысяч рублей материальной помощи. «Жизненный путь Ильи Юрьевича был примером честного исполнения долга, преданного служения Отечеству. В этот горький час скорблю вместе с вами и прошу передать слова сочувствия родным и близким», — гласит телеграмма-соболезнование от врио губернатора Нижегородской области Глеба Никитина.
46-я отдельная бригада, где служили Гаджиев и его жертвы — элитное подразделение, занимающееся борьбой с незаконными вооруженными формированиями на Северном Кавказе с ноября 2000 года. Во время второй чеченской кампании подразделение заслужило у журналистов почетное имя «бригады переднего края». В 2006 году в составе бригады были сформированы два специальных моторизованных батальона «Север» и «Юг», укомлектованных исключительно уроженцами Чечни. За несколько лет этими подразделениями были проведены сотни успешных специальных операций, уничтожены десятки боевиков, задержано свыше 200 преступников, находящихся в розыске. В 2009 году командир 248-го отдельного батальона Алимбек Делимханов был удостоен звания Героя России.
То, что офицер элитной бригады антитеррора расстрелял своих товарищей по службе в не самом спокойном регионе России, чревато репутационными рисками для командования Росгвардии на Кавказе. Виктор Золотов квалифицировал устроенную старшим лейтенантом Гаджиевым бойню как «личную недоработку командующего округом, заместителей и непосредственно командира батальона, который там находился». Репутационные риски для командования усугублены еще и намеченной в сентябре структурной реформой системы командования Росгвардии в Северо-Кавказском федеральном округе.
Северо-Кавказская редакция EADaily