Убийство Роккелли и Миронова: Европа убеждается в вине Украины. Часть 1
0
На четвертом году гражданской войны на Украине Европейский Союз, похоже, начал о чем-то догадываться. Оказывается, вовсе не «российско-террористические» войска воюют против мирного населения и журналистов, а доблестные украинские «воины света», стоящие, как они сами уверяют, грудью за европейские идеалы.
Не последнюю роль в этом относительном прозрении сыграла гибель от рук украинских военных итальянского фотожурналиста Андреа Роккелли и российского журналиста, правозащитника и переводчика Андрея Миронова еще три года назад. Итальянец и россиянин погибли 24 мая 2014 года вблизи Славянска в Донецкой области.
В Италии и ОБСЕ вину за гибель журналистов возложили на Украину, так как не были соблюдены нормы безопасности представителей иностранных СМИ. 25 мая 2014 года занимавшая тогда пост министра иностранных дел Италии Федерика Могерини призвала украинский МИД в кратчайшие сроки разобраться с обстоятельствами их гибели. Украина, само собой, заявила, что ее солдаты не при чем, а в гибели Роккелли и Миронова виновны исключительно ополченцы.
В течение трех лет итальянская прокуратура вела следствие, но своего рода прорыв случился летом 2017 года, когда в Италии был арестован некто Виталий Маркив, подозреваемый в причастности к гибели Роккелли и Миронова. Естественно, украинская сторона «выразила удивление». «Генпрокуратура удивлена арестом в Италии украинского солдата Маркива Виталия по подозрению в убийстве фоторепортера Андреа Роккелли вблизи города Славянск в мае 2014 года, выдвинутого прокуратурой города Павия», – написал на своей страничке в Facebook заместитель генпрокурора Украины Евгений Енин.
В отличие от удивленного украинского прокурора итальянские следователи располагают информацией о местонахождении арестованного Маркива 24 мая 2014 года. Он действительно находился в районе холма Карачун, где и погибли Роккелли и Миронов.
Что известно о Маркиве? Виталий Маркив был заместителем командира взвода в батальоне Национальной гвардии Украины им. генерала Сергея Кульчицкого. Родом из города Хорост Тернопольской области. В Италию Маркив уехал вместе с матерью и сестрой в 2003 году, там закончил технический колледж. До того как пойти в добровольцы, Виталий работал в Италии диджеем, тренером по бодибилдингу. Был активистом украинской диаспоры.
В декабре 2013 года Маркив решил поехать на Украину, чтобы поддержать людей, которые вышли на Майдан. Состоял в 5-й сотне «самообороны Майдана».
После событий на Майдане Маркив вступил в добровольческий батальон, который впоследствии вошел в состав Национальной гвардии.
Изучив материалы, итальянские СМИ пришли к выводу, что Роккелли убили украинские военные по распоряжению Киева. Издание «Lamezia live» опубликовало статью с заголовком . В материале журналисты ссылаются на документ, адресованный командующему Нацгвардией Украины Юрию Алерову. «Теперь в распоряжении следователей Милана появился авторитетный документ, который проливает свет на план киевских властей по фальсификации улик произошедшего двойного убийства», – написали журналисты Lamezia live.
В нем упоминаются девять солдат ВСУ в качестве свидетелей в деле Роккелли, а также оглашается факт инструктажа этих свидетелей, который провели командиры с целью поддержки официальной версии украинской стороны. Итальянцы надеются, что вновь открывшиеся факты будут учтены следователями по этому делу и помогут привлечь всех виновных к ответственности.
«Андреа Роккелли навлек на себя гнев системы, так как продемонстрировал и рассказал всему миру об ужасных преступлениях, которыми запятнал себя киевский режим, проводя неизбирательные бомбардировки жителей Донбасса», – подводит итог Lamezia live.
Весь мир тогда обошли фотографии Роккелли, сделанные в воюющем Донбассе.
С выводами итальянских журналистов согласна и семья Роккелли. «Это было прицельное нападение», – рассказала мать Андреа итальянской газете . Она, пишет газета, делает это заключение на основании фотографий, найденных на фотоаппарате Роккелли. Андреа, по данным журналистов «Reppublica», был убит при взрыве мины в тот момент, когда фотографировал стоящий на путях поезд, захваченный украинскими военными. «Гибель Андреа не была случайностью. Он не впервые оказался в этом месте. В предыдущие дни, как видно на тех же его фотографиях, он был в том же месте и снимал происходящее. Очевидно, кому-то это не понравилось», – пишет итальянская газета.
Интересны свидетельства французского фотокорреспондента Уильяма Рогелона, который в момент гибели Роккелли и Миронова находился рядом с ними.
«Андреа сказал мне, что тот поезд был нужен для того, чтобы препятствовать въезду танков. Тогда мы увидели на улице человека в штатском, который сказал, чтобы мы уходили, потому что там находятся военные. Миронов ответил: «Ладно», и мы гуськом отправились обратно, к автомобилю. Прошло 5-6 секунд, и мы услышали бьющие по нам автоматные очереди. Прыгнули в глубокий ров, с нами остался тот человек в штатском, который предупредил нас о присутствии военных, – рассказал француз. – Оттуда мы снова попытались добраться до машины. Дойдя до того места, где она стояла, мы подождали 2-3 минуты, пока солдаты перестанут стрелять. В тот момент начались выстрелы из гранатомета (на самом деле обстрел велся из миномета. – Прим. автора). Одна граната попала в машину, и мы поняли, что они целились именно в нее. Мы прятались в канаве, и никто не мог нас увидеть. Тогда мы решили вернуться назад, к поезду. Сколько раз они стреляли по нам из гранатомета? Не знаю, я перестал считать, когда дошел до десяти. Один выстрел снес дерево, другой снаряд упал рядом со мной, я был ранен, посмотрел себе на ноги, чтобы понять, есть кровотечение или нет. К счастью, я мог двигаться. Третий выстрел попал между водителем такси, Андреа и Андреем, для них обоих он оказался смертельным».
Эти свидетельские показания находятся в деле у следователей оперативной группы Милана, которые работают под руководством полковника Паоло Сторони. Он направил украинскому правительству требование о проведении повторного расследования. «Потому что украинские власти в деле, приложенном к материалам вскрытия тела Андреа, говорят о «перестрелках между украинской армией и пророссийскими военными», произошедших по вине пророссийской стороны. Этот ответ, естественно, является совершенно неудовлетворительным», – полагает Рино Роккелли, отец Андреа.
«Первый ответ украинских властей – это просто жалкая отговорка, – заявил адвокат Алессандра Баллерини. – Мы готовим новое требование о проведении повторного расследования, чтобы изучить распечатки некоторых телефонных звонков, заново провести баллистическую экспертизу и получить показания других свидетелей. Расследование открыто, пока что оно ведется в отношении неизвестных лиц, но мы приближаемся к истине. Это было преднамеренное убийство: они сказали, что являются журналистами, и именно поэтому по ним нанесли удар. На данный момент мы ничего не знаем о дипломатических отношениях между Италией и Украиной. На данный момент мы не можем говорить о намеренном противодействии расследованию со стороны Украины, но она создает препятствия».
И здесь самое время задаться вопросом: а что же установило следствие, проведенное Украиной? В распоряжении издания оказались копии документов украинского расследования гибели журналистов.
Из документов следует, расследование инициировал его следственный отдел Славянского горотдела МВД 25 мая 2014 года. Этим же числом датируется и постановление о проведении судебно-медицинской экспертизы тел погибших, подписанное местным следователем, лейтенантом милиции Сергеевым М.В. Имеется в деле и заключение о причине смерти Андрея Миронова – «взрывная травма».
Есть в деле и показания таксиста, который в тот день привез журналистов к месту их гибели и сам был ранен во время обстрела, – Кошмана Евгения Васильевича. 26 мая водитель показал, что он работает в службе такси «Виват» на автомобиле марки «Дэу Нексия». «24 мая 2014 года примерно в 17.30 часов я находился на рабочем месте возле отеля «Славянский» по ул. Искры г. Славянска, – рассказал таксист. – В это время ко мне подошли трое неизвестных, один из них разговаривал на русском языке. Двое других были иностранцы. После чего неизвестный, который разговаривал на русском языке, попросил их отвезти на завод «Зэвс Керамика», на что я согласился, и трое неизвестных сели ко мне в автомобиль. После этого я привез их на завод «Зэвс Керамика». Мы втроем вышли из автомобиля и направились в сторону переезда, и меня попросили подождать их. В это время началась стрельба со стороны горы Карачун. После чего я прыгнул в окоп, и трое неизвестных за мной. Через некоторое время по нам начали стрелять из гранатометов, и один снаряд попал нам в окоп, после чего я увидел, как один иностранец и русский погибли, а еще один иностранец был ранен. Я побежал в автомобиль, он побежал за мной, но после вернулся в окоп, а я уехал».
25 мая 2014 года старший оперуполномоченный СУР Славянского ГО ГУМВД Украины в Донецкой области Троян И.С. принял объяснение у Назаренкова Андрея Анатольевича, участкового терапевта в узловой больнице на станции Славянск, куда утром этого же дня были доставлены тела Роккелли и Миронова. Врач рассказал, что трупы привезли на белой «Ниве» трое неизвестных мужчин, одетых в гражданскую одежду, у одного из которых было автоматическое оружие. Они предоставили документы убитых, которые были найдены при них, а именно: два паспорта, два журналистских удостоверения, две записные книжки, а также рюкзак черного цвета, в котором находились две кинокамеры, фотоаппарат и мобильный телефон. По словам врача, мужчины, которые привезли трупы, показали хвостовик мины, найденный на месте их обнаружения.
Поскольку в узловой больнице не было условий для длительного хранения тел, то вскоре они вместе с вещами были отправлены в городской морг Славянска. Куда делись потом записные книжки журналистов, кинокамеры, фотоаппарат и мобильный телефон, никто не знает. В качестве вещдоков они к делу не приобщены. По словам брата Миронова, Александра, ему выдали только одежду Андрея. Все остальное пропало.
Продолжение следует
Максим Александров