Язык силы: Россия расторгла «договор абсурда»
Танки, боевые бронированные машины, артиллерия калибра от 100 миллиметров, самолеты и ударные вертолеты. Документ об ограничении этих пяти видов вооружений в Европе и установлении безопасного военного баланса вступил в силу ровно 25 лет назад, 9 октября 1992-го.
Участники Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) — 28 европейских стран, а также США и Канада. Сокращение ударных потенциалов контролировали инспекторы. Из-за расширения НАТО на восток Россия с 2007 года перестала выполнять обязательства по ДОВСЕ.
Подписанный в 1990-м договор распределял количество вооружений и военной техники в Европе между Организацией Варшавского договора и НАТО. Каждому блоку разрешалось держать там не более 20 тысяч танков, 30 тысяч боевых бронированных машин, 20 тысяч артсистем, 6,8 тысячи боевых самолетов и две тысячи ударных вертолетов. На флангах количество боевой техники ограничивалось 4,7 тысячами танков, 5,9 тысячами бронемашин и шестью тысячами артиллерийских систем.
Однако в своем исходом варианте ДОВСЕ так и не успел заработать из-за распада Советского Союза. Документ пришлось переделывать и адаптировать уже не под блоки, а под отдельные государства и армии. В обновленной версии соглашения советскую квоту разделили между бывшими республиками, причем России позволялось иметь не более 6,4 тысячи танков, 11 480 бронемашин, 6415 артсистем, 3450 самолетов и 890 вертолетов.
«Изначально ДОВСЕ предотвращал создание группировок для нанесения внезапного удара каждым из двух блоков, — рассказал президент Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. — Нас он устраивал не во всем. Там, где натовцы имели превосходство, например в корабельных группировках, они не шли на какие-либо ограничения. Кроме того, договором не охватывались крылатые ракеты морского и воздушного базирования. Со временем стала меняться политика в отношении России и обозначилась агрессивная сущность альянса во главе с США».
Россия в 1995 году сократила вооружения почти до лимита, но возникли проблемы с группировками на флангах. Отчасти помешала чеченская кампания, для которой на Северный Кавказ были стянуты дополнительные силы. Эти вопросы удалось решить к 1996 году, но вскоре появились другие.
«Этот документ утратил актуальность, — отметил член-корреспондент Российской академии ракетно-артиллерийских наук, доктор военных наук Константин Сивков. — НАТО уже находится на территории бывшего СССР. На смену ДОВСЕ должен прийти новый договор, но Запад на это не пойдет. Сейчас предотвратить расширение альянса на Восток Россия может лишь противопоставлением такой военной мощи, которую блок не сможет перемолоть. Они понимают только язык силы».
По мнению Ивашова, возрождать ДОВСЕ или разрабатывать новое соглашение о сокращении вооружений сегодня бессмысленно, поскольку европейские страны — участницы НАТО служат не более чем инструментом «силовой русофобской политики США». Это подтверждается тем фактом, что Объединенными силами альянса в Европе, как правило, командует американский генерал.
«Сейчас не самый лучший период в российско-американских и российско-европейских отношениях, чтобы запускать новый договор. Прежний умер и возрождению не подлежит. Можно взять оттуда какие-то принципы, ограничения по концентрации войск и тяжелой техники, но только после того, как европейцы станут более самостоятельными», — уверен Ивашов.
Как ранее отметил глава МИД России Сергей Лавров, ситуация в мире кардинально изменилась и Россия в итоге осталась единственной страной, исполняющей ДОВСЕ. «Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда», — сказал Лавров, выступая на очередном заседании Совета Россия — НАТО в Осло. Тогда президент РФ Владимир Путин 13 июля 2007 года подписал указ о приостановлении Россией действия ДОВСЕ.