Опасный Задорнов
В Латвии не заметили ушедшего из жизни писателя, который родился в Юрмале
В пятницу, 10 ноября, в самой соцсети «ВКонтакте» было опубликовано обращение семьи Михаила Николаевича Задорнова, в котором сообщалось о том, что «в 9.15 утра не стало нашего близкого и родного человека. Благодарим всех, кто в тяжелый период его жизни поддерживал его. По желанию Михаила он будет похоронен в Латвии — там, где он родился. О дате и времени сообщим дополнительно».
Вскоре свои соболезнования родным и близким выразили президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, премьер–министр Дмитрий Анатольевич Медведев, многие известные политические и общественные деятели, а также коллеги по цеху, артисты, писатели и другие. Только официальные власти Латвии сделали вид, что ничего не заметили.
Стоит напомнить, что Михаил Николаевич родился 21 июля 1948 года в Латвии, в Юрмале. Окончил 10–ю рижскую среднюю школу. И хотя журналисты обычно отмечают, что свою сценическую деятельность Задорнов начал в Московском авиационном институте (в котором он учился по специальности инженер–механик), сам артист эстрады по ходу одного из своих выступлений рассказал, что впервые вышел на сцену в школьные годы, во втором классе, когда играл Репку.
О неразрывной связи с Латвией свидетельствует и жуткий скандал, который вспыхнул после того, как сатирик подписал знаменитое Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции президента по Украине и Крыму, опубликованное 11 марта 2014 года. Именно по этой причине в пресловутый черный список министра иностранных дел ЛР Эдгарса Ринкевичса попали Валерия, Иосиф Кобзон и Олег Газманов, которым был закрыт въезд в нашу республику.
Сегодня уже мало кто помнит, что первой персоной нон–грата тогда едва не оказался как раз Михаил Задорнов. В апреле комиссия сейма по правам человека тщательно проанализировала его высказывания по различным политическим вопросам, после чего передала материалы Полиции безопасности ЛР с просьбой «изучить вопрос о лишении вида на жительство указанного лица». Никого особо не смутило, что это лицо родилось в Юрмале, что у него в этом курортном городе дом, живут родные и близкие. К счастью, ПБ «не обнаружила состава преступления».
Михаил Николаевич Задорнов постоянно контактировал с нашей редакцией. Эта дружба началась еще во времена легендарной «Советской молодежи», исторической предшественницы газеты «СЕГОДНЯ». Сатирик не раз бывал у нас в гостях, охотно общался с журналистами. А когда над ним сгустились националистические тучи, он четко заявил в интервью газете, что вовсе не держится за латвийский вид на жительство.
Чтобы хоть как–то себя обезопасить, Михаил Николаевич вынужден был выступить со страниц нашего издания с заявлением о том, что он прекращает какую–либо гастрольную деятельность в родной республике: «В Латвии я больше не буду выступать. Строго по политическим соображениям. Чтобы не усиливать градус ненависти. Не хочу вносить излишнее раздражение и в без того накалившиеся отношения между русскими и латышами. Все–таки я сатирик, причем, как некоторые говорят, злокачественный. У меня бывают очень жесткие шутки. Поэтому лучше я поеду по России. Мне нравится по ней путешествовать».
Мы видели, как ему было больно оттого, что он больше не сможет выступать перед любимой публикой, однако он не хотел лишать себя возможности бывать в родной Юрмале.
И сколько бы ни писали о том, что Задорнов плохо относился к Латвии, факты говорят совсем об обратном. В уже упоминавшемся обращении семьи отмечается, что «по желанию Михаила он будет похоронен в Латвии — там, где он родился».
Вне всякого сомнения, писатель относился, мягко говоря, не самым лучшим образом вовсе не к Латвии, а к существующей власти, которая унижает людей. И он никогда не боялся ее остро критиковать. По идее, ему нужно было присвоить гражданство ЛР за особые заслуги. А вместе этого он должен был сначала приезжать в свой город по шенгенской визе, а потом просить временный вид на жительство. Разумеется, все эти переживания не прошли даром и впоследствии также отразились на его здоровье.
Мы всегда будем помнить о нашем друге…
От редакции
Задорнов всегда ценил нетривиальные шутки в свой адрес и дружеские подколки. Однажды в редакцию еще на улицу Дзирнаву к ответственному редактору газеты Сергею Тыщенко пришли две студентки–практикантки. Тот повел их по кабинетам. У стола Марта сидел Задорнов. Тыщенко представил девушкам сидящих: «Это великий и ужасный мэтр журналистики Дмитрий Март. Это начинающий журналист Миша Задорнов берет у него интервью…» Михаил Николаевич буквально лег от смеха: «Ох, уел!» — и начал подыгрывать в роли «начинающего». А студентки еще долго переспрашивали, правда ли, что там — известный писатель. Таким он был, таким он останется в нашей памяти: чутким, умным, настоящим.
Дмитрий МАРТ.