Саакашвили как пугало для Порошенко. Украина: ни дня без майдана
Общественно-политическая ситуация на Украине в связи с «майданом Саакашвили» обостряется и, видимо, близится к развязке. Если и не к окончательной, то, по крайней мере, к некоему промежуточному итогу. Организатор «майдана» имени себя Саакашвили 8 декабря снова был задержан правоохранителями и помещён во временный изолятор СБУ. Пресс-секретарь генпрокурора Луценко Лариса Сарган сообщила, что генпрокуратура будет просить суд избрать меру пресечения задержанному лидеру «Руха новых сил» в виде домашнего ареста с ношением электронного браслета.
Первое задержание Саакашвили вскоре после марша «за импичмент Порошенко» 3 декабря ожидаемо закончилось его освобождением сторонниками. Как будет на этот раз и как «майдан Саакашвили» вписывается в последние политические тенденции на Украине?
Обратим внимание, что развёртывается как минимум две линии противостояния внутри киевского режима. Саакашвилевский «майдан-3», направленный против режима Порошенко, и ответные меры режима стали лишь одним из фронтов. Второй фронт – это борьба киевской власти в лице БПП-НФ (Блок Петра Порошенко в Раде) за контроль над НАБУ (Национальное антикоррупционное бюро Украины) и всей недостроенной антикоррупционной вертикалью (без антикоррупционного суда).
Но именно ситуация вокруг НАБУ, скорее всего, будет иметь определяющее влияние на тактику власти в отношении Саакашвили и в целом в отношении иных своих конкурентов.
Обострение было спровоцировано двумя последними расследованиями НАБУ: по «рюкзачному делу» против сына Авакова и по махинациям киевского завода Порошенко при продаже погранслужбе Украины бронемашин.
Этим НАБУ слишком близко подобралось к ключевым фигурам режима, фактическим лидерам двух составляющих коалиции - Порошенко и Авакову. Риск полной дискредитации за год и четыре месяца до президентских выборов, причём не только в глазах избирателей, но и западных столиц, от которых всецело зависит победа Порошенко в 2019 году, видимо, убедили последнего действовать решительно и на всех направлениях.
Саакашвили на фоне этой угрозы смотрелся клоуном, не способным даже объединить всех конкурентов Порошенко. Действительно, Тимошенко, Наливайченко, хоть и защищали Саакашвили, но демонстративно стояли в стороне от начатых им протестов.
Дальше началась ответная совместная атака на НАБУ силами БПП-НФ и генпрокуратуры. Сначала СБУ и генпрокуратура Украины (ГПУ) сорвали спецоперацию НАБУ против замглавы Миграционной службы Украины Пимаховой, обвинили НАБУ в незаконном использовании спецагентов и незаконном сотрудничестве с ФБР, использовав это как повод для уголовного расследования против директора Бюро Сытника.
Затем в Раду от коалиции БПП-НФ был внесён законопроект об упрощённой процедуре увольнения директора НАБУ (как и глав всех антикоррупционных органов) без аудита. Это позволяло снимать директора Бюро не только депутатам, но и главе режима.
Всё это происходило на фоне угроз порошенковского генпрокурора Луценко о возбуждении уголовного дела против главы НАБУ Сытника за превышение полномочий и проч.
В этой ситуации оказались непосредственно задействованы кураторы режима с Запада. Очевидно, что на Западе по многим причинам давно уже вызрело решение поменять в 2019 году главу киевского режима.
От того, сохранится ли независимость НАБУ от Порошенко, зависит расследование махинаций приближённых к нему бизнес-партнёров, а, значит, и то, будет ли отсечён глава режима от финансовых ресурсов, которые он планирует направить на финансирование своей выборной кампании.
Кроме того, контроль Запада над антикоррупционной вертикалью необходим, как гарантия послушания любого нового главы режима. И интенсивность дальнейшего развёртывания акции Сакашвили, скорее всего, будет зависеть от исхода борьбы за НАБУ. Если Порошенко отступит, и НАБУ сохранит независимость, то Запад, не исключено, молчаливо согласится на некоторое ограничение киевской властью саакашвилевского «майдана» (но не на полный разгон). Разумеется, недопуск победы Порошенко в 2019 году останется в повестке США на Украине, но, по крайней мере, ему дадут досидеть до конца срока, а после, возможно, оставят на свободе. Может, даже бизнес не отберут.
Происходящее пока подтверждает это предположение.
Жёсткие предостережения Порошенко и его команде не трогать НАБУ под угрозой прекращения всякой помощи режиму поступили одновременно из посольства США, которое довело их как через посла Йованович, так и через подконтрольных ей депутатов-еврооптимистов (Найем, Лещенко, Залищук); от официальных представителей Госдепа США; от бывшего замминистра обороны США Карпентера; наконец, от директора МВФ Лагард.
Более того, в Twitter-сообщении посольства США в Киеве, опубликованном 7 декабря, выражалась надежда на дальнейшие шаги Украины по созданию антикоррупционного суда. Создание такого суда должно завершить создание полностью независимой от главы режима и правительства правоохранительной вертикали.
Собственно, список вступившихся за НАБУ показывает всю степень важности антикоррупционной вертикали, выстроенной Западом на Украине для контроля США над киевским режимом.
Свою роль в жёсткой реакции Запада сыграло и заявление Луценко о незаконном сотрудничестве НАБУ с ФБР. Тут вообще ситуация фантасмагорическая: лакей куснул руку кормящего хозяина.
Такого запредельного хамства от подконтрольных киевских туземцев американцы не стерпели, и ФБР выпустило специальное заявление с разъяснениями юридических оснований сотрудничества ФБР и НАБУ.
Скорее всего, Порошенко пытался быстрым наступлением на НАБУ и Саакашвили поставить своих западных хозяев перед фактом своего полного контроля над ситуацией и с этих позиций торговаться «про кредиты, и про санкции, и о помощи», – как убеждает один из влиятельных депутатов БПП в «Украинской правде». И это, видимо, близко к реальности.
Но в итоге Порошенко не осмелился ослушаться, и соответствующий законопроект был снят с повестки дня Верховной Рады (ВР). Пострадал лишь председатель комитета ВР по вопросам предотвращения коррупции Соболев, которого сняли с должности.
А на следующий день, 9 декабря, Саакашвили снова задерживают, не трогая при этом сам палаточный лагерь под ВР. Люди Порошенко, видимо, понимают, что «майдан Саакашвили» – всё ещё изолированное явление, которое само заглохнет без буйного предводителя. Он хоть и сформировал вокруг себя стойкое ядро протеста – порядка 5 тыс. человек, которых достаточно для начала массовой кампании и психологической раскачки населения, но этого явно недостаёт для организации массовых беспорядков, парализующих работу власти.
С тех же адресов, откуда Порошенко предостерегали от давления на НАБУ, настойчиво советуют действовать в отношении Саакашвили в рамках закона. Но не более. Это уже явно смягчённая риторика на фоне однозначных предупреждений в ситуации с НАБУ.
Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, сочтут ли на Западе, что структуры Порошенко навсегда оставили в покое антикоррупционную вертикаль. Если нет, то, скорее всего, будет развёрнута кампания за освобождение Саакашвили, как средства политического уничтожения Порошенко.
А подготовка кандидатов на смену нынешнему главе режима будет ускорена.