Сочи-2015: почему олимпийский горный кластер может быть еще лучше
Горный кластер олимпийского Сочи по-прежнему в центре внимания. Вчера здесь гостили титулованные спортсмены, а сегодня туристы из многих уголков России и из-за рубежа. Те любители зимнего экстрима, кто хоть раз опробовал склоны Красной Поляны, знают, что у нас и свои зимние курорты не хуже западных.
Жизнь в Красной поляне кипит — "Роза Хутор", "Горная Карусель" и "Лаура" принимают туристов, зимние каникулы длятся здесь до середины весны.
Только есть одна загвоздка.
"Я представляю, как люди, готовясь к поездке на один из горнолыжных курортов в Сочи, думают: "Так, а где же я буду жить… Могу жить здесь, но тогда не смогу кататься там, а здесь я жить не смогу, это будет неудобно". Одним словом, возникает множество проблем, которых можно было бы избежать", — справедливо заметил трехкратный олимпийский чемпион по горным лыжам Жан-Клод Килли, бывший еще год назад главой Координационной комиссии МОК по Играм в Сочи.
Кто, как не титулованный горнолыжник, может трезво оценить ситуацию на зимнем курорте?
"В Сочи возведены великолепные горнолыжные курорты, однако, на мой взгляд, с точки зрения бизнеса здесь определенно есть куда развиваться, — продолжил собеседник агентства "Р-Спорт". — Туристы, приезжая в Красную Поляну, сталкиваются с рядом проблем, которых можно было бы избежать. Когда одни пять подъемников относятся к одному курорту, другие семь — к следующему, третьи десять подъемников — к третьему, все это создает неудобства".
И правда — перед туристом встает весьма нелегкий выбор. Все три курорта Красной поляны хороши по-своему: "Роза Хутор" манит видом на море с самой высокой точки и уютным ресторанчиком-шале, "Горная карусель" — комфортными апартаментами и близостью шопинг-центра, а "Лаура" — захватывающими видами на соседний хребет и удобной логистикой. У каждого из них есть и недостатки — прежде всего, дело в цене — кто-то выигрывает стоимостью на ски-пасс, у другого дешевле прокатный пункт, а третий предлагает более доступное жилье.
"Если смотреть на ситуацию с позиции владельцев, то очевидно, что эти моменты мешают развитию бизнеса, — отметил Килли. — Понятно, что просчитать все за те несколько лет, которые ушли на возведение этих курортов, было сложно — они действительно были построены с фантастической скоростью. Но сегодня уже можно задуматься о том, какие моменты можно улучшить и развить".
Килли рассказал на собственном примере, как удалось помирить "неуживчивых соседей" на склонах французских Альп и сделать курорт успешным как с точки зрения бизнеса, так и с точки зрения туристов, которые не применяют любимое местечко ни на одно другое.
"Более тридцати лет назад во Франции была создана горнолыжная область, получившая мое имя — Эспас Килли, — сказал олимпийский чемпион. — Изначально у нас было два больших курорта: Валь-д'Изер, это моя родная деревня, и Тинь. Две деревни, два курорта и один горный хребет между ними. Во Франции соседние деревни нередко конфликтуют, открыто выражают свою неприязнь. Поэтому мы очень долго не могли договориться о введении единого ски-пасса. Туристам всегда нужно было иметь при себе два билета, потому что иначе, скорее всего, возникали проблемы. После всех перемещений, подъемов и спусков ты зачастую уже не понимал, где находишься — в Валь-д'Изере или в Тине. Более пяти лет тянулись переговоры между двумя деревнями, мы много спорили и ругались. И никто не знал, как прийти к взаимопониманию. Пока один человек, его, к сожалению, уже нет с нами, не предложил полное объединение курортов Валь-д'Изер и Тинь в горнолыжную область под названием Эспас Килли. Меня часто спрашивают, сколько я заработал на том, что область получила мое имя, я отвечаю, что нисколько. Я знал, что это пойдет на пользу моей родной деревне, так что это было моим подарком".
Возможно, пять с лишним лет это весьма немаленький срок, и горнолыжным курортам Сочи, которые были возведены за рекордное время, со столь же стремительными скоростями удастся прийти к новому формату работы.
"После введения единого ски-пасса еще какое-то время ушло на то, чтобы просчитать всю экономику, определить, кто и сколько процентов прибыли получает, но в конечном итоге все сработало, — продолжил Килли. — С тех пор в Эспас Килли, в деревнях Валь-д'Изер и Тинь, не знают проблем, все работает великолепно. Туристы восхищены, доходы курортов возросли, потому что, во-первых, это решение привлекло большее количество людей, чем раньше было у двух курортов, а во-вторых, единое пространство требует меньшее количество персонала. В конце концов, в регионе просто установился мир, все стали друзьями, больше не было борьбы, обид. В создании единого пространства решительно не было недостатков, и лучшее тому доказательство то, как долго и как успешно все это работает".
Как же на практике обстоят дела в Сочи, не хотят ли три курорта Красной поляны воспользоваться лучшим опытом европейских коллег? Об этом мы решили узнать у представителей "Розы Хутор", "Лауры" и "Горной карусели". В телефонной беседе все подтвердили, что переговоры о едином ски-пассе "ведутся давненько", однако каких-то конкретных шагов пока предпринято не было. Принципиальных возражений и серьезных разногласий нет, есть только некоторые трудности — какие именно, разъяснить взялся Дмитрий Галенко, начальник отдела развития горноклиматических курортов министерства туризма Краснодарского края.
"Данный вопрос сейчас действительно обсуждается, — подтвердил Галенко. — Но на это требуется время. Чтобы ввести в обращение единый ски-пасс, нужно привести технические возможности центров к одному знаменателю, что пока не представляется возможным. На каждом курорте установлено разное техническое оснащение, программное обеспечение, турникеты. Чтобы это систематизировать, нужна материальная составляющая. Мы сейчас ее рассчитываем, выясняем, что потребуется для того, чтобы все это систематизировать".
Документальная часть, по словам представителя минтуризма края, уже подготовлена.
"Соглашение уже есть, сейчас ведется работа по его согласованию и подписанию, — заявил Галенко. — Надеюсь, что в ближайшее время документ будет подписан со стороны горнолыжных центров".
На вопрос, настроены ли курорты заключить такое соглашение, собеседник отметил, что "таким образом вопрос даже не стоит, это необходимость". К тому же, соответствующее распоряжение выпустило правительство РФ не так давно.
"Это мировая практика, — сказал чиновник. — Тут все равно рано или поздно у каждого из горнолыжных центров будет понимание, что это необходимо. Мировой опыт говорит нам, что и в австрийских, и в итальянских, и в швейцарских курортах такая система действует. Потому что она систематизирует работу каждого из горнолыжных центров. И те технические вопросы, о которых я уже сказал, на данный момент ключевая проблема, которая мешает подписать бумаги".
Некоторые западные курорты для того, чтобы стать единым целым, построили подъемники, соединяющие вершины. Таким образом, отдыхающие могут совсем не думать о том, кому принадлежит трасса, по которой они спускаются сейчас. Три сочинских же курорта расположены на небольшом удалении друг от друга и на разных хребтах, что делает идею закольцевать их более проблемной. Канатную дорогу построить, конечно, можно — только вот, надо ли?
"Некоторые горнолыжные комплексы говорят о том, что они нуждаются в строительстве дополнительных канатных дорог и трасс, чтобы закольцевать курорты, — добавил Галенко. — Мы с вами понимаем, что "Лаура", "Горная карусель" и "Роза Хутор" находятся в разных сторонах, и закольцовка этих курортов проблематична. В то же время ски-пасс не обязательно подразумевает под собой закольцовку. Здесь главное — понять механизм распределения туристов и соотношение доходов от ски-пасса. Это будет возможно при создании единой системы программного обеспечения. В системе можно будет посмотреть, сколько времени турист провел на каждом курорте. И тем самым каждый из трех горнолыжных центров возьмет свое соотношение доходной части".
И главный вопрос — это, конечно, сроки. Когда краснополянские трассы смогут работать как единое целое и любители горнолыжных склонов не будут вынуждены делать нелегкий выбор между местом жительства побюджетнее и лучшими, на их взгляд, трассами?
Сроков Галенко не назвал, однако заверил, что работа на этот счет ведется самым серьезным образом.
"Помимо того, что будет подписано соглашение, будет также создана дорожная карта, — подчеркнул он. — Она будет готовиться не нашим министерством — мы лишь являемся координаторами по данному вопросу. Есть соответствующее постановление правительства РФ, которое необходимо исполнять. И мы делаем все возможное, чтобы исполнить его. Горнолыжные центры так же, как и мы делают все возможное. У каждого курорта будут свои задачи и цели, которые нужно будет достичь, чтобы фактически мы могли прийти к конечному продукту".
Хочется верить, что уже достаточно скоро новенький ски-пасс позволит любителям зимнего экстрима без всяких ограничений исследовать красоты и заснеженные склоны гор Красной поляны в полном объеме.