Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Январь
2015

Доживем до понедельника? Взгляд на школьников классного руководителя

0

В прошлом выпуске «образовательной» странички «Вести Сегодня» представили мнение школьников о том, какой должны быть школа и учителя в XXI веке. Что ж, дадим слово и самим учителям. Сегодня — откровения классного руководителя одной из рижских школ. Итак: Школа как зеркало общества

 

— Наша школа не идеальная. Но, простите, наше общество тоже не идеально, и почему кто–то решил, что именно в школе должны работать исключительно ангелы с небес? Мы все люди, тоже бываем неправы, ошибаемся, срываемся. Если вы хотите иметь идеальную школу — создайте сначала идеальное общество. И позвольте усомниться, что все родители, предъявляющие претензии учителям, в своей профессии идеальны. Тем не менее отрывки из моего Дневника классного руководителя — не ответные претензии, а просто стенография проблем и проблемок, с которыми сталкивается любой учитель.

 

Открытое окно в Интернет

 

–5–й класс, по литературе задано выучить наизусть простенькое и коротенькое стихотворение про зиму. Ирина неправильно записала страницу в дневник и всю ночь учила длиннющий и очень сложный опус с другой страницы. Интересуюсь: «А что сказала мама?» Девочка уже смеется (кошмар позади) и честно признается, что мама на чем свет стоит ругала учительницу. «Когда придешь домой, расскажешь, что сама ошиблась?» — спрашиваю горемыку. «Конечно!» — заверяет Ирина. Но, во–первых, может забыть, а во–вторых, даже если и расскажет, на подсознательном уровне образ «злой» учительницы уже сформировался. Осадочек, как говорится, остался. Да и на Фейсбуке, наверно, мама уже успела повозмущаться.

 

Сейчас родители скоры на высказывание недовольства, благо к их услугам Интернет. Это раньше еще надо было собраться, найти время, чтобы дойти до директора школы и пожаловаться на нерадивого педагога. Сейчас строчи себе в Интернете, предвкушая, как директор завтра взгреет училку.

 

Что раньше вы делали, если на уроке дует из окна? Спрашивали разрешения закрыть окно. Теперь ученик приходит домой, рассказывает маме про зверюгу–учителя, вымораживающего детей. Мама садится за компьютер и пишет гневное письмо директору. Директор идет в класс к учителю и проводит воспитательную беседу с подчиненным. Цель достигнута — окно закрыто. Директор, кстати, обязательно должен отреагировать адекватно, иначе следующее письмо уже будет адресовано в вышестоящие инстанции, как, кстати, и случилось у моих коллег, где открытое окно (в классах, после того как все школы перевели на стеклопакеты, очень душно) довело до глобальной министерской проверки сразу в нескольких учебных заведениях.

 

Позвони мне, позвони

 

–8–й класс, раздаю тетради с контрольными и краем глаза вижу, как Витя строчит эсэмэс на мобильном телефоне. Делаю замечание и прошу убрать телефон в портфель. «Я с мамой переписываюсь!» — с вызовом и уверенностью в своей правоте. Суть переписки: ученик получил семерку, хотя мама ждала десятку, и пытался заранее оправдаться. Вариантов отмазок тут масса. «Было мало времени», «Все так написали», «Мы это не проходили». Витю я понимаю, а маму нет. У них есть время переписываться во время работы со своими детьми — очень хорошо. Но как они себе представляют этот процесс посредине урока?

 

«Можно выйти из класса, мне мама звонит?» — совершенно привычное заявление. А если перезвонит во время перемены — рухнет мир? А бесконечное эсэмэс–общение с родителями — это разве не неуважение к учителю? А если, пока мама общается с ребенком, он пропустит мимо ушей новую тему или разбор ошибок в контрольной — кто будет виноват?

Я уж не говорю о том, что в современном телефоне и в игры можно поиграть на уроке, и мультики посмотреть (телефон в кармане, незаметная «кнопка» наушника в одном ухе — чисто шпионы на задании). Кстати, в Европе в большинстве школ мобильные телефоны вообще запрещено брать в класс.

 

Расписание после расписания

 

— Как классному руководителю 5–го класса мне постоянно приходится решать проблемы типа «кто кого первый толкнул», «кто за кем первый погнался». На переменах дети реально сходят с ума, выплескивая накопившуюся энергию, характерную для их возраста. Но не успокаиваются они и во время урока. Первые двадцать минут уходит на то, чтобы рассказать друг другу «как Витя спрятал мой пенал», а остальные двадцать на то, чтобы сообщить, какая «месть» последует на следующей перемене и на вербовку соратников в этом благородном мероприятии.

 

Артур все уроки проводит в таком «общении» с одноклассниками, а на замечания реагирует сентенциями о правах человека. «Ой, а дома он такой ангел, — слышу в ответ, когда рассказываю все это его матери. — Никогда не пререкается, да и времени нет на баловство у него, он постоянно занят». Занят? Чем? А вот чем: шесть уроков в школе, потом занятие по музыке (фортепиано), потом немецкий язык, информатика, потом папа везет ребенка на плавание. А потом домашнее задание до полуночи. Где же ему расслабляться и развлекаться? Только на уроках!

 

Другой мой ученик, Роберт, обременен одновременно балетом и боксом. Кто–то рисует, кто–то поет — все это отлично! Но все хорошо в меру. Дети так загружены, что после школы у них еще одна школа, а дома репетиторы по всем предметам. При этом родители жалуются, что мы — учителя! — много задаем.

 

Лена на уроках все время вертится, плетет резиновые браслетики, рисует. Ей скучно! Ведь эту тему она уже прошла с репетитором.

 

Родители стремятся сделать из своих детей «суперлюдей», «подготовить к жизни». В итоге они не гуляют во дворе, у них нет друзей, кроме одноклассников. И где же еще им «побеситься», как не в школе?

 

Массовик–затейник

 

— Я завидую учителям в Европе не из–за зарплаты. Там дети приходят в школу, чтобы учиться, приходят за знаниями. У нас от школы теперь требуют развлекать. Когда число учеников в стране стало падать, главным козырем в борьбе за количество, за которым «следуют деньги», стали дополнительные бонусы: музыка, танцы, театр, языки, экскурсии. Родителям действительно удобно, когда все сконцентрировано в одном месте: ребенок занят с утра до вечера.

Но возьмем те же экскурсии. Одно дело учебный поход в Музей природы, и совсем другое — поездка классом в Аквапарк в Таллин. Причем ключевое слово здесь не “Аквапарк”, а именно “Таллин”, пять часов езды в одну сторону. Столько времени, чтобы побеситься! Или выезд с 5–м классом на шашлыки. Хорошая идея? Езжайте. Но классный руководитель тут при чем? Пока вы будете отдыхать, он будет трястись, чтобы не дай бог дите не свалилось в костер, не свалилось с парапета. Каждый год в школах Латвии проводятся выездные Дни здоровья. И еще не было года, чтобы кто–то из детей не пострадал. Даже идеальный учитель не в состоянии уследить за тридцатью шустрыми озорниками. В Европе экскурсии тоже есть — в музеи или небольшими группами в горы, где учитель–профессионал учит детей искусству выживания. Но уж никак не для того, чтобы дети просто побесились.

 

Не школа, а клуб

 

— В итоге наши дети воспринимают школу как клуб, куда можно прийти развеяться и пообщаться с друзьями. На парту выставляют термос с чаем или кофе, в парте у них печеньки, а у старшеклассников — электронные сигареты.

Можно было бы еще долго рассказывать, как они разговаривают с учителями, но для этого площади газеты уже не хватит.

 

Дина КОРАБЛЕВА,

классный руководитель.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Елена Рыбакина

Елену Рыбакину «лишили» шансов на Australian Open-2025






Москва утвердит 129 новых соцобъектов: строятся школы, сады и поликлиники

Мужчина с ножом ворвался в подмосковный магазин и ранил трех человек

Синоптик Позднякова: холодная весна ожидается в Москве на фоне теплой зимы

В Бронницкий автопарк поступили новые автобусы