Депутаты Рады рекомендовали Порошенко ввести военное положение
Постановление о признании России "страной-агрессором" набрало 271 голос украинских депутатов из 323, присутствовавших в зале. Отсчет "агрессии" Верховная рада (ВР) предлагает начать с февраля 2014 года. Очевидно, что после таких резолюций ждать адекватности от украинских народных избранников уже не приходится. Эгоцентризм, помноженный на бесконечную веру в то, что "заграница им поможет", начисто отключает здравый смысл у майданных парламентариев. А приободряющие нашептывания, звучащие из Вашингтона в совокупности с нужным подергиванием политических ниток, заставляют украинских избранников выступать с политическими демаршами, окончательно делающими "юридически ничтожными" надежды на мирное урегулирование ситуации на Донбассе.
Помимо объявления России страной-агрессором украинские депутаты обратились к международному сообществу за военно-политической помощью, потребовали от ПАСЕ ограничить полномочия России в организации, а от стран Европы - ввести дополнительные санкции. Аналогично от Совета Безопасности ООН украинские депутаты ожидают лишения России статуса постоянного члена этого органа. И дело не только в том, что облеченные в резолюции истеричные заявления членов Рады полностью противоречат Уставу ООН, в котором прописана принципиальная невозможность удовлетворения их требований. Впавшие в раж депутаты своими "вердиктами" окончательно закрывают возможность для Киева вернуться к диалогу по урегулированию ситуации на Донбассе в минском или нормандском формате, ведь посредником на переговорах выступает Россия, которую в Раде сделали "страной-агрессором". Очевидно, что "партия войны" и ее представители в украинском парламенте стремятся окончательно перекрыть президенту Петру Порошенко любую легальную возможность вернуться к мирным переговорам.
В принципе депутатское постановление никаких юридических последствий не несет, это не более чем "коллективное" персональное мнение украинских депутатов. Однако его появление создает предпосылки для введения президентом Порошенко военного положения (ВП) на территории страны, поскольку такая инициатива содержится в приложении к постановлению. Вопрос в том, прислушается ли к ней Петр Порошенко. Дело в том, что при объявлении военного положения вся фактическая полнота власти переходит от главы государства к секретарю Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Александру Турчинову - непосредственному конкуренту. Не случайно среди авторов и инициаторов постановления не было представителей фракции Блока Петра Порошенко. Так что хорошо срежиссированная депутатская истерика по поводу России выглядит еще одной попыткой конкурентов Порошенко заставить "шоколадного короля" плясать под их дудку. Впрочем, такая возня, какими бы ни были ее реальные последствия, по громкости и задиристости полностью устраивает Вашингтон, где обещают продолжить санкционную политику в отношении России. А звучащие из Рады заклинания и проклятья как нельзя лучше соответствуют пропагандистским штампам, используемым США для убеждения Европы.
Также Верховная рада в первом чтении одобрила упрощенную процедуру признания организаций "террористическими" - между строк читается "ЛНР" и "ДНР", - передав такое право от Высшего административного суда тому же СНБО при обязательном одобрении парламента.
Наконец, депутаты позволили Петру Порошенко действовать в обход закона о люстрации при новых кадровых назначениях в Службе безопасности Украины и армии. Обосновывается это весьма ощутимым кадровым голодом в войсках и спецслужбе. Подвергать сомнению целиком один из глупейших украинских законов депутаты не решились.
В целом все вчерашнее заседание прошло под полным контролем киевских "ястребов" и лозунгом, высказанным одним из депутатов: "только давление, только санкции, только война". Создается впечатление, что мимо них прошли последние события в мире, как-то безрезультатное для Киева заседание ООН, где в ходе дебатов мнение представителя России Виталия Чуркина, указавшего на "нечистоплотность дипломатии некоторых наших коллег", оказалось весомей громкой, но бездоказательной риторики представителя Украины Юрия Сергеева.
Дошло до того, что косвенно к диалогу с Донбассом подталкивает Киев и Международный валютный фонд (МВФ). Так, в интервью французскому изданию "Монд" директор-распорядитель фонда Кристин Лагард прямо увязала выделение денег Украине с прекращением военных действий на территории страны. "Ни один партнер МВФ не может участвовать в программе поддержки, если под вопросительным знаком оказывается 20 процентов ВВП Украины. Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна", - сказала Лагард. Под 20 процентами внутреннего валового продукта, очевидно, подразумевался Донбасс, в убыточности и дотационности которого киевские пропагандисты в течение долгих лет убеждали украинцев.
При этом Лагард все же допустила выделение денег в случае наступления мира, причем в объемах "несколько выше, чем предполагалось", либо предположила "продление на четыре года того срока, который отводится Украине на проведение реформ". Иными словами, речь может идти о смене формата кредитования: с действующего двухлетнего краткосрочного кредита ("стэнд-бай", или SBA) на расширенную программу финансирования (EFF), где сумма выделяемых средств, как надеются в украинском минфине, может быть увеличена до 25 миллиардов долларов. Стоит напомнить, что из обещанных МВФ в апреле прошлого года 17,1 миллиарда долларов Киев получил только 4,6 миллиарда. Правда, опять же непонятно, как украинские власти могут принимать деньги от фонда, в котором есть средства, внесенные Россией.