Энергоактивы Северного Кавказа отдадут "Россетям" и "Газпрому" за долги
Об этом говорится в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО).
На заседании, которое 11 июля проходило под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева, главам северокавказских регионов было рекомендовано обеспечить погашение просроченной задолженности за поставленные энергоресурсы перед дочерними и зависимыми обществами "Россетей" и "Газпрома", "в том числе за счет передачи в собственность энергосетевых активов, стоимость которых на основе независимой оценки сопоставима с размером задолженности", говорится в сообщении пресс-службы правительства.
Новость про погашение долгов северокавказских республик перед "Газпромом" и "Россетями" через передачу им в собственность энергосетевых ресурсов касается далеко не только конкретной проблемы в отношениях хозяйствующих субъектов.
Данное решение российского правительства указывает на куда более глубокий (если не сказать глубинный) процесс модернизации этих российских регионов и неуклонное введение их Москвой в стандартные рамки обязанностей и полномочий субъектов федерации.
Кремль действует постепенно и аккуратно, но все более твердо и непреклонно, выдавливая Северный Кавказ из зоны комфорта, в которой он находился последние десятилетия. Причем речь не только о постсоветском периоде, но и об эпохе СССР, поскольку именно там была сформирована система, предоставившая особый статус северокавказским регионам. Фактически там был законсервирован традиционный местный уклад, а его не соответствие требованиям времени и вопиющая экономическая неэффективность компенсировались вливаниями из центра.
Теперь Москва все активнее принуждает Северный Кавказ к изменениям, и нынешнее решение стало еще одним в уже достаточно длинной череде других подобных.
Деликатным моментом в происходящих процессах является то, что социально-экономический уклад на Северной Кавказе неразрывно связан с культурно-этническим. А все, что связано с национально-этническими вопросами, имеет крайне деликатный характер, и любая неловкость может быть легко использована против Москвы и России в целом. А на Северном Кавказе это обстоятельство действует с утроенной силой.
Тем показательнее то, как работают федеральные власти – они говорят исключительно об экономике, вообще никак не касаясь остального.
Москва отказывается платить за долги регионов, которые привыкли, что центр всегда в итоге придет на выручку, и вынуждает расплачиваться с кредиторами значимым (и экономически, и политически) региональным активом. Однако переход энергосетей в собственность "Газпрома" и "Россетей" станет фактором, который начнет постоянно влиять на внутреннюю жизнь регионов – формально строго экономически, но по сути это будет куда более широкое и значимое влияние.
Принуждение Северного Кавказа к экономической модернизации и адаптации к реалиям 21 века в итоге приведет (уже приводит) к социальной и культурной модернизации северокавказских обществ в целом.
