Все смешалось в Идлибе: джихадисты хотят столкнуть Турцию с Сирией и Россией
Обострение ситуации в Идлибской зоне деэскалации вызвано огромным количеством группировок, избравших данный регион в качестве своего пристанища. Федеральное агентство новостей в своем материале объясняет, почему боевики Идлиба неожиданно «оживились».
Согласно данным правительственных войск, в настоящий момент в этой мухафазе сконцентрировалось огромное количество группировок: более 40 тысяч боевиков сейчас находятся в Идлибе, и каждый преследует свои собственные цели. В зависимости от поддержки той или иной стороны в сирийском конфликте формируются своеобразные базы. Например, в зоне деэскалации существует так называемый «протурецкий» лагерь, представители которого регулярно участвуют в антикурдских операциях Анкары на севере САР. Эти боевики сформировали единую коалицию «Джебхат Тахрир Сурия» или «Фронт освобождения Сирии».
Радикальное крыло Идлиба представлено альянсом «Джебхат Ан-Нусры», которая совместно с боевиками «Ахрар Аш-Шама», «Файлак Ар-Рахмана» и другими группировками продолжает терроризировать близлежащие населенные пункты. Как известно, за годы гражданской войны «Ан-Нусра» значительно расширила свое влияние в регионе, а в 2017-м году террористы взяли штурмом столицу провинции. Естественно, доминирование одной силы в Идлибе не устраивало остальных обитателей террористического оазиса. В СМИ даже появилась информация о новой войне между группировками. По слухам, протурецкие боевики вели активные боевые действия против джихадистов и даже якобы планировали установить по всему периметру зоны деэскалации наблюдательные посты Турции. Как оказалось, как таковой борьбы и не было.
Ни для кого не секрет, что турецкие спецслужбы достаточно плотно контактируют со всем группировками Идлиба. Поэтому вся эта якобы кровавая война должна была пройти по сценарию Анкары, которая лишь хотела создать видимость отвода незаконных формирований от границ хоны деэскалации. Однако что-то пошло не так.
«Фронт освобождения Сирии» действительно отбил незначительную часть столицы провинции и даже захватил стратегические трассы, ведущие из зоны эскалации в Турцию. Однако сражаться с террористами Анкара не захотела. Более того, наиболее враждебно настроенных боевиков к «Ан-Нусре» переправили на курдский фронт, а в самом Идлибе оставили союзников террористов «Файлак Ар-Рахман».
Сама же «Джебхат Ан-Нусра» получила новые территории близ города Алеппо, который теперь регулярно обстреливается радикалами. Лидер группировки Абу Мухаммад Аль-Джулани отправился в горы Латакии, откуда организует атаки на правительственные объекты и даже на авиабазу «Хмеймим». Дочерние компании «Аль-Каиды», например, «Хуррас Ад-Дин», спокойной перемещаются по зоне деэскалации, занимая стратегически важные позиции, несмотря на турецкие наблюдательные посты.
Несмотря на заявления о «кровавой войне», никаких серьезных столкновений между террористами и «оппозицией» не произошло. Более того, радикалы проводят совместные операции против лояльных Дамаску подразделений, дислоцированных в северной Хаме, в жилых кварталах Алеппо и горах Латакии. Таким образом, протурецкие формирования, ни сама Анкара не приступили к ликвидации террористических группировок в регионе. Хотя сами радикалы выступают за дестабилизацию ситуации в регионе, пытаясь столкнуть гарантов Идлибской зоны, турков, с сирийской армией и Россией.
Старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов в интервью корреспондентам ФАН заявил, что все происходящее в этом регионе контролируется и курируется Анкарой. Турция, по его мнению, играет с огнем, налаживая контакт с террористическими организациями в Идлибе. Эксперт уверен, что турецкая армия пытается руками джихадистов свергнуть режим законного президента Сирии Башара Асада. Турецкие представители неоднократно об этом говорили, однако после начала операции на севере САР эта тема отошла на второй план, но такие намерения сохранились. Анкара лишь не учитывает тот факт, что радикалы могут использовать свои связи с Турцией, чтобы столкнуть турок с союзными силами САР.