Неизбежность пенсионной реформы на примере Германии
Впервые о кардинальных изменениях в пенсионной системе ФРГ заговорили в конце 80-х. Демографическая ситуация в стране говорила о том, что доля пенсионеров от общего населения будет неуклонно расти. Согласно прогнозам Федерального статистического ведомства Германии, количество граждан ФРГ в возрасте старше 60 лет к 2050-му году должно было достигнуть 38,7% от общего населения. При этом доля трудоспособного населения должна была за этот период сократиться до катастрофических 45,8%. Таким образом, складывалась ситуация, при которой соотношение работающих и пенсионеров сводилось один к одному, что привело бы к краху пенсионной системы. Поэтому немецким властям пришлось пойти на кардинальные меры.
Правительство решило дополнить имеющуюся систему обязательного пенсионного страхования частными накоплениями пенсионного капитала. Благодаря заинтересованности немецких страховых компаний к «пенсии Ристера» властям удалось на некоторое время разрешить проблему снижения количества трудящихся в стране, однако рост средней продолжительности жизни граждан подтолкнул государство к новым мерам.
В 2005-м году в Германии состоялись исторические парламентские выборы, в результате которых сформировалась знаменитая коалиция социал-демократов и христианских демократов. Парламентарии заключили соглашение, главным пунктом которого стало повышение пенсионного возраста. В 2007-м году Бундестаг принял пенсионную реформу, предполагающую поэтапное увеличение возраста выхода трудящихся на заслуженный отдых. А в 2012-м году реформа начала функционировать, и теперь пенсионный возраст постепенно увеличивается, стремясь достигнуть запланированных 67 лет в 2029-м году.
Тем не менее, ситуацию в стране нельзя назвать стабильной. Количество работников, платящих взносы в пенсионные фонды, уменьшается, а доля пожилых граждан, наоборот, увеличивается. Согласно данным все того же статистического ведомства, в настоящий момент в ФРГ на одного пенсионера приходится три трудящихся, и это, по мнению, экономических экспертов, является поводом для паники. По прогнозам Министерства труда и социальной защиты, такое соотношение в России в 2019-м году достигнет показателя два к одному.
Специалист Института немецкой экономики в Кельне (IW) Сюзанна Кохсмекмпер считает, что в такой ситуации существует только три варианта действий: сокращение пенсионных выплат, увеличение пенсионных взносов и повышение пенсионного возраста. Эксперт в интервью DW отметил, что поскольку первые два варианта несут значительную финансовую нагрузку для общества, то остается возможным лишь один путь.
В Германии ситуация несколько упрощается за счет значительного притока иностранной рабочей силы, которая подвергается налогообложению, однако даже это не может повлиять на ситуацию с пенсионной системой. Аналитики IW провели собственное исследование, согласно которому Германия нуждается в новом повышении пенсионного возраста до 70 лет к 2043-му году. Кохскемпер, оценивая мировую ситуацию, отметила, что России просто не удастся сохранить нынешнюю возрастную планку выхода на пенсию, иначе стране придется столкнуться с масштабным внутренним кризисом.
Теорию о повышении пенсионного возраста до 70 лет в Германии также поддерживает научный сотрудник Берлинского института экономических исследований (DIW) Йоханнес Гайер. Его центр еще в прошлом году опубликовал исследование о необходимости повышения пенсионного возраста. Что же касается России, Гайер считает, что, прежде всего, властям необходимо определиться с требуемой возрастной планкой, а уже потом постепенно внедрять реформу.
Стоит отметить, что исследования немецких ученых не прошли даром. Представители коалиции ХДС/ХСС ведут переговоры о новой пенсионном законопроекте. В частности, власти планируют использовать формулу, обсуждаемую еще в 2016-м году, предполагает приведение пенсионного возраста в зависимость от растущей средней продолжительности жизни. То есть срок выхода на пенсию будет автоматически повышаться на полгода, если средняя продолжительность жизни в стране увеличивается на год.
Повышение пенсионного возраста является наиболее мягкой мерой по отношению к населению в вопросе замедления падения уровня пенсий.