Первая красавица и последняя муза Серебряного века: превратности судьбы грузинской аристократки Саломеи Андрониковой
Она не была ни художницей, ни поэтом, ни композитором, но в среде петербургской богемы начала ХХ в. ее знали все. Саломея Андроникова была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором собиралась вся творческая элита. Наверное, сейчас ее бы назвали светской львицей, а столетие тому назад многие поэты и художники считали ее музой, достойной поклонения и восхищения.
Сестра Саломеи Тинатин с мужем
Саломея появилась на свет в 1888 г. в Тифлисе в семье Ивана (Нико) Андроникашвили, который происходил из рода древнейших кахетинских князей. А мать Саломеи была русской. О своей семье она писала: «Воспитывались мы в русских традициях. Отца любили, любовались им, но он в нашем воспитании никакого участия не принимал. Я – старшая, выдалась меньше русской». В 1906 г. семья Андрониковых переехала в Петербург. Саломея и ее двоюродная сестра Тинатина превратили их квартиру в центре города в литературный салон, частыми гостями которого стали актеры, поэты и художники.
А. Яковлев. Портрет Саломеи Андрониковой а Ашени Меликовой, 1922
На одном из вечеров Саломея познакомилась с Зиновием Пешковым, приемным сыном Максима Горького и братом Якова Свердлова. В 1907 г. он сделал ей предложение, и она была готова ответить согласием, но ее родители посчитали его неподходящей партией для дочери и тут же подыскали ей другого жениха – крупного чаеторговца Павла Андреева, который был старше девушки на 18 лет. В этом браке Саломея не была счастлива – муж оказался большим поклонником женского …