Америка жонглирует предлогами для новых войн
США решили обновить идеологический повод для оправдания проведения военной интервенции, полагает колумнист аналитического журнала Strategic Culture Foundation, писатель и журналист Финниан Каннингем,.
Призывы к международной коалиции сил остановить с помощью военной силы разрушение древних культурных объектов со стороны боевиков группировки ИГ, особенно в тот момент, когда Сирия и Ирак при поддержке РФ и Ирана добились значительных успехов в борьбе против исламистов, являются не чем иным, как намерением оправдать необходимость западной интервенции в геостратегически важный регион.
По его мнению, Запад готовится использовать эту идею в качестве нового предлога для оправдания военной интервенции.
«Кажется, так и есть, потому что такие предыдущие предлоги, как „защита прав человека“, используемые в качестве политического рычага на общественное мнение, исчерпали доверие», — уверен эксперт.
«Очевидные разрушения Ливии Североатлантическим альянсом неизгладимо иллюстрируют мошеннические притязания Вашингтона и его европейских союзников», — уверен журналист.
Запад давно использовал инициативу «Обязанность защищать» (R2P) в качестве надуманного предлога для проведения военной интервенции, утверждает эксперт, однако за последние два десятилетия апеллирование к правам человека было необходимо не только для воздействия на общественные настроения, но и для замены повода, применяемого Соединёнными Штатами во время периода холодной войны.
«После распада СССР США и государства-члены НАТО нуждались в новом идеологическом прикрытии для ведения империалистической войны. Они успешно применяли различные варианты, включая «войну с терроризмом», «уничтожение оружия массового поражения» и «обязанность защищать права человека», — пишет Каннингем.
Проблема подобных идеологических поводов заключается в том, что в какой-то момент они исчерпывают доверие к себе, считает аналитик.
По его словам, именно это отчасти объясняет воскрешение риторики холодной войны в попытке выставить Россию «экспансионистской угрозой глобальной безопасности».
«Но новое клише холодной войны по демонизации России и рядом не стоит с прежней риторикой. Предоставляемое подобие фактов просто не вызывает доверия», — считает эксперт.
«На данном этапе США нуждаются в новом эмоциональном призыве к военной интервенции, и призыв защитить всемирное культурное наследие, кажется, по крайней мере поверхностно, отвечает всем требованиям», — полагает журналист.
Подчеркивая, что американский идеологический арсенал поводов «истощен, чрезмерен, израсходован или опозорен», Каннингем приходит к выводу, что призывы к спасению всемирного наследия и древних артефактов могут быть лишь новой версией R2P, столь необходимой Соединенным Штатам и их западных союзникам.
В конце февраля в интернете появилось видео, на котором боевики уничтожают скульптуры доисламской эпохи, хранившиеся в музее города Мосул на севере Ирака. Вскоре после этого ЮНЕСКО призвала к экстренному заседанию Совета Безопасности ООН по вопросу сохранения культурного наследия в Ираке. Генсек ООН Пан Ги Мун назвал уничтожение этого общего культурного наследия «военным преступлением и ударом по всему человечеству».
Широкая экспансия ИГ, захватившего значительную часть территории Ирака и Сирии, стала одной из главных мировых проблем 2014 года. Группировка, насчитывающая, по данным ЦРУ, около 30 тысяч боевиков, провозгласила на захваченных территориях халифат и стремится и далее расширять свои приобретения.