НИКАК НЕ УГОМОНЯТСЯ
Варшава, 10 апреля. Польша срочно требует вернуть обломки Ту-154, разбившегося под Смоленском.
«МИД передал в посольство России в Польше дипломатическую ноту, призывающую российскую сторону немедленно вернуть польскую собственность – обломки Ту-154 М. Ни одна норма международного права не даёт оснований для удерживания Россией польской собственности», – заявило польское дипломатическое ведомство.
Я же, со своей стороны, заявлю следующее.
В 2019 году Польша дважды поднимала вопрос о выдаче обломков, но российская сторона отказывается это сделать, поскольку фрагменты польского спецборта являются вещественными доказательствами по делу о крушении, которое пока не закрыто на международном уровне из-за политических разногласий в оценке произошедшего.
А разногласия начались сразу же после катастрофы и продолжаются все прошедшие годы.
Новым толчком в продолжение этой «эпопеи» послужило падение малазийского Боинга под Донецком. Тогда Варшава возобновила расследование катастрофы президентского самолёта под Смоленском.
Бывший в ту пору министром обороны Польши Антоний Мачеревич пояснил, что основанием для повторного расследования является версия о том, что на борту самолёта мог произойти взрыв, который привёл к его разрушению ещё в воздухе.
«Нет никаких сомнений, что эти обстоятельства являются не только достаточным основанием для пересмотра трагедии, но делают его обязательным», – пояснил министр.
В МИД России назвали возобновление расследования суверенным правом Польши. При этом официальный представитель ведомства Мария Захарова выразила надежду на то, что оно не имеет отношения к политике.
Ну, надежды мы, конечно, можем выражать сколько угодно, но вряд ли стоит рассчитывать на то, что они когда-либо осуществятся в вопросах выстраивания добрососедских отношений с одним из наших самых «заклятых друзей», каковым является Польша.
После десяти лет расследований, когда большинство экспертов пришли к выводу, что причиной катастрофы стала ошибка польских лётчиков, которые приняли решение о посадке, несмотря на туман, польская сторона считает, что вина за случившееся лежит на российских диспетчерах. Кроме того, ряд польских политиков придерживаются версии о том, что катастрофа была организована спецслужбами РФ.
Есть такая авторитетная структура, как МАК – Межгосударственный авиационный комитет. Эксперты этой уважаемой организации до сих пор не имели нареканий относительно своей компетенции расследовать обстоятельства авиакатастроф и делать по итогам оных развёрнутые выводы.
Проводилось ими и расследование обстоятельств крушения польского лайнера с «пассажиром номер один» на борту. И вывод они сделали предельно конкретный – виновата несогласованность действий экипажа, виновата проклятая цепочка ошибочных решений, в частности, отказ уводить самолёт на другой аэродром.
Все материалы расследования имеются в открытом доступе, достоверно восстановлена каждая секунда катастрофы. Варшава результаты приняла, и... Появилась новая версия, независимо от всех проведённых уже экспертиз.
Просто кому-то захотелось, чтобы пусть хоть и косвенная, но вина на России всё же лежала. Операция «малазийский Боинг» так и не выгорела у западных интриганов, так отчего бы не достать с полки другую папку, пусть и изрядно запылившуюся.
Николай Холявченко