Знание — сила! Поделенная на расстояние. Рижская учительницей об “удалёнке”
Всего лишь одну учебную четверть назад ученики, родители и учителя школ нацменьшинств, скрипя зубами, корпели над новым порядком обучения на государственном — и не могли и в кошмарном сне представить, что им внезапно предстоит адище дистанционного обучения!.. Поистине гвозди бы делать из этих людей. Собеседница "СЕГОДНЯ" — заместитель директора столичной 74–й средней школы Ирена Андреевна Петрова. По базовой специальности она филолог–русист, впоследствии получила квалификации преподавателя русского как иностранного и латышского — для учебных программ нацменьшинств. Ну и ряд других сертификатов!
В Пурвциемсе оставались "неоцифрованные" семьи
— Как в вашей школе прошли первые недели "удаленки"?
— Первая, конечно, была трудней. Созванивалась с учителями, имеющими совсем маленький опыт в этом, — они тратят на "заэкранное" преподавание в среднем вдвое больше времени, чем на очное. Мне повезло: я преподаю латышский только в двух классах (у меня другие обязанности в школе — образование по интересам, внеклассное руководство), но историк работает в девяти!
Мы объясняем задания, все это расписываем, осуществляем обратную связь. С учителем математики разговаривала — она работает через группу в Whatsapp, говорит, что сложно. Я ведь общаюсь и с педагогами других школ — в некоторых весьма жестко относятся к ученикам, не доверяют, что они сами делают работы. Конечно, возможно, что помогают родители — но не думаю, что это так уж плохо.
В нашей школе были получены ноутбуки для учеников, к сожалению, их не имевших. Немного, но были те, у кого не имелось никакой техники. Для них в первое время в вестибюле школы оставляли распечатки, родители приходили и переписывали задания.
У меня 2–й и 6–й классы, до сих пор проблем не было. Я контактирую с мамами, даю информацию в группы классов в соцсетях. Задания небольшие. Все–таки семьи в стрессе — из–за того, что в не очень больших квартирах вдруг возникло много людей. Ведь даже четыре человека, это уже немало. Все раздражены, поэтому, думаю, не будет особым упущением для школьников учиться чуть меньше.
Почему учителя выходили на работу с температурой
— Вы общаетесь со своими ребятами, сидя в школе?
— Нет, из дома — преимущественно через систему Mycoob. Но постоянно на телефоне, держим контакт.
— Социализация, общение — важнейшая часть педагогического процесса. Он исчезает?
— Появляется в новом качестве. В нашей школе возраст учителей 55+. Есть отдельные 35+, но этот процент очень маленький. В общем–то учителя пытаются одновременно с переходом на дистанционную форму между собой социализироваться. Вот так все сейчас! Мы, конечно, надеемся, что это ненадолго…
Активней стали общаться даже те люди, которые относились раньше друг к другу не очень по–доброму и не так много. Я лично общалась всегда охотно и со всеми. А сейчас даже сложно и на все звонки отвечать!
— Вопросы итоговых оценок, выпускных экзаменов, поступления в вузы — все это в этом учебном году покрыто туманом, карантин в школах, скорее всего, продлится "до упора". Ваше мнение о перспективах выпускных классов?
— Прозвучала точка зрения — поступление в вузы будет по среднему баллу. Моя точка зрения — а почему бы нет? Вот такой исторический момент, произошла такая страшная вещь. Даже не знаю, как ее назвать — я ее до конца еще не ощутила. Пусть это останется как такой исторический штрих! В таком–то году, в контексте вируса… Думаю, что человеческие души, люди — важнее. И ведь потом все дети себя еще покажут, согласитесь.
— За время вашей педагогической практики вам приходилось сталкиваться с дистанционным обучением детей по болезни?
— Конечно, в таком масштабе это впервые, но, общаясь с коллегами, узнавала — у многих ученики с ноября по январь болеют. Да и учителя, что там говорить, выходили с небольшой температурой. Сразу больничный лист не возьмешь, а если дадут — то работать некому, яма…
Латышские филологи не хотели идти в школу
— Так все плохо?
— Вы же знаете, что в государстве не хватает очень многих специалистов. В том числе и латышского языка. Если открыть в интернете вакансии школ — они постоянно есть. Но не хочет идти никто, хотя есть знакомые латышские филологи. Мое субъективное мнение: я за то, чтобы в средней школе работали именно они, а не педагоги. Но — не хотят, понимаете! Крутят у виска…
Вот у вас ребенок в каком классе учится?
— В седьмом.
— В основной школе просто яма. Мои знакомые — 40–я школа, 72–я, Пурвциемская средняя, Классическая гимназия — везде работают по–разному. Я знаю, что в Классической происходят онлайн–уроки, и учитель должен ежедневно приходить на свое рабочее место. Там ведь много классов, нужно принести весь учебный материал. Учителя лихо осваивают эти просторы онлайна… Проблемы есть, но — как на это смотреть? Считаю — вот вирус закончится, и все смогут наверстать.
— Большое вам спасибо — и здоровья!
Николай КАБАНОВ.
Фото из архива И. Петровой.
ПОДВОДНЫЕ КАМНИ УДАЛЕНКИ
— Отсутствие жесткого контроля со стороны преподавателя, что для некоторых учащихся из–за недостаточной самоорганизации является весомой проблемой.
— Дистанционное обучение не дает преподавателю возможности найти индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом его личных особенностей.
— Отсутствие живого общения с преподавателем, что исключает возможность получения дополнительной информации, не входящей в рамки программы.
— Нет возможности определить реальный уровень знаний учащегося, ведь при написании контрольных работ он может пользоваться материалами из учебников или интернета.
— Отсутствие личного общения с одноклассниками и, как следствие, отсутствие духа соперничества и желания выделиться на фоне сверстников.
(Expert.Ru)
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ ОПЫТ
Юрий Никишин, доцент отделения социологии ЛУ:
— Переход на удаленную работу в вузах, судя по моему опыту и опыту коллег, с которыми я общался на эту тему, прошел в целом беспроблемно.
В основном используется программа Microsoft Teams, позволяющая проводить лекции в режиме видеосвязи, а также демонстрировать рабочий экран либо содержимое какой–либо программы (например, презентаций в Power Point) и получать обратную связь от студентов в чате либо голосовыми сообщениями. Техподдержка подготовила и распространила подробные и ясные инструкции по использованию этого инструмента.
Для совещаний также используют Zoom, Jitsi Meet, Skype — кому что ближе и понятнее. Некоторые коллеги упоминали небольшие неудобства с демонстрацией обучающих видео, но в целом все это решаемо.