«Колковская республика»: как бандеровцы создали своё государство в Великую Отечественную
Когда гитлеровцы в 1941 году заняли Львов, Степан Бандера провозгласил «Украинское государство», которое так и осталось на бумаге. Однако через 2 года украинские националисты попытались воплотить эту идею в жизнь. Речь о «Колковской республике» на Волыни, которая существовала в тылу у немцев целых полгода.
«Наша республика»
В марте 1943 года отряды Украинской повстанческой армии* стали нападать на немецкие гарнизоны. Видя превосходство повстанцев, на их сторону массово переходили полицаи. Городок Колки (ныне Ровненская область) повстанцы заняли, по одним данным, в апреле, по другим — в июне. Постепенно под контролем УПА* оказалось около 40 населённых пунктов между реками Стырь и Горынь, включая Рудню, Маневичи, Киверцы, Старое Село. Захваченная территория была значительно вытянута с севера на юг, её площадь составляла 2,5 тысячи квадратных километров.
«Колки на некоторое время стали местом, где сосредоточился ведущий актив бандеровской ОУН* и повстанческой армии (в частности, на этой территории находился штаб первого командира УПА, Д. Клячкивского)», — пишет исследователь из Тернополя Василь Ухач.
На смену поставленным немцами старостам пришла местная гражданская администрация. Колки были объявлены «временной столицей Украины», а образованное государство его жители называли просто — «наша республика». Бандеровцы получили поддержку населения, распустив колхозы и раздав украинцам земли польских и немецких колонистов. При решении проблемы «инородцев» не обошлось без зверств. Печально известным стало, например, село Янова Долина, где украинцы убили 600 поляков. Ответственность за данное преступление историки возлагают на командира Северной группы УПА — Ивана Литвинчука «Дубового».
Колковская республика имела собственную полицию и службу безопасности, правосудие в ней вершил «революционный суд». «Государство» печатало и своеобразную валюту – денежные квитанции, больше известные как бофоны (сокращение от «боевых фондов»).
Пользуясь наличием подконтрольной территории, командование УПА заботилось об укреплении её боеспособности. В Колках и его окрестностях были открыты школа военной кавалерии, школы артиллеристов и минёров, а также курсы разведки. Действовали полевые госпитали, для которых Украинский Красный крест готовил медсестёр и санитаров.
Ликвидация
Хотя немецкие оккупанты в своё время сами поспособствовали созданию УПА, мириться с тем, что на значительной части Волыни установлены «самостийные» порядки, они не собирались. Операцию по уничтожению Колковской республики курировал лично рейхскомиссар Украины Эрих Кох. С этой целью он вызвал с фронта регулярные части, в том числе танки, артиллерию и авиацию (4 самолёта). Немецким эсэсовцам помогали венгерские, казахские и узбекские формирования.
По мнению большинства исследователей, «столица» украинских повстанцев была уничтожена в ноябре 1943 года. Как утверждал мемуарист и историк Лев Шанковский, в боях за Колки погибли 3 тысячи фашистских солдат и 1237 бойцов УПА. Кроме того, пострадало около 5 тысяч лиц из числа гражданского населения. По другим данным, потери повстанцев составляли 400-500 человек.
Помимо Колков, в 1943-45 годах на Западной Украине существовало несколько менее крупных «республик». В советской историографии эти факты замалчивались. Вспомнили о Колковской республике лишь в период независимости Украины, на волне поиска «героев» из недавнего прошлого. В 2008 году президент Виктор Ющенко посетил посёлок Колки, где возложил цветы в память о республике.
Отметим, что площадь районов, «освобождённых» бандеровцами, не идёт ни в какое сравнение с площадью просоветских «партизанских зон» на оккупированной территории Белоруссии. Однако при этом нужно учитывать, что белорусским партизанам Кремль официально назначил зарплаты, им с «большой земли» по воздуху доставлялось оружие, деньги и медикаменты, чего не было у украинских повстанцев.
* — данная организация запрещена в России.