О дефиците защитных масок и о возможностях промышленности
Государство терзать своими неумными и невыполнимыми просьбами не нужно. Всё, что оно сейчас в силах сделать – бросить все ресурсы на борьбу со спекулянтами, которые наживаются на народном горе. Если убрать этих паразитов из цепочки производителя и потребителя, то дефицита станет поменьше. Но шить своими руками придётся всё равно.
Маски, маски, маски… Сейчас это товар первой необходимости, наивысшего приоритета и огромного дефицита. Купить в аптеке маску можно с большим трудом и немалым везением, а нужна она и для защиты от возможного инфицирования коронавирусом, и для формального соблюдения правил карантина для нахождения в общественных местах. Сколько же на самом деле масок нужно России, и откуда они могут быть взяты?
Разумеется, не могли не найтись люди, которые поспешили обвинить государство в неготовности к угрозе, к нереагированию на неё, и так далее, и так далее. Этот текст будет посвящён разбору того, способно ли вообще государство (и наше, и любое другое) справиться с резко выросшим спросом на такой продукт.
Есть, впрочем, и другая крайность, на которую в полемике с желающими «государственных масок» идут их оппоненты – например, такая математическая модель: «150 млн населения, активного, требующего маски, миллионов 120. 6 масок в день, 720 млн в день, объём российского производства 2017 года 300 млн штук в год, что составляло 55% физического объема рынка. Иными словами, весь годовой объём российского рынка 600 млн. Это меньше, чем сейчас требуется В ДЕНЬ!!!!! Требуется производство 273 млрд в год!!!»
Что здесь не так, и почему не нужно перегибать палку в другую сторону? В такой схеме допущен ряд фактических и методологических ошибок.
Во-первых, методологически неверно пугать людей цифрой годовой потребности масок, которая выходит аж 273 миллиарда в год. Как бы ни была серьёзна угроза, всё-таки вряд ли пандемия растянется на год – уже можно экстраполировать опыт других стран и определить её карантинный срок примерно в два-три месяца, но никак не год. То есть уже цифру в 273 млрд можно смело урезать вчетверо.
Во-вторых, фактически неверно рассчитано количество россиян, нуждающихся в масках каждый день, и неверно определено само количество масок в день – шесть. Тут уже нужно говорить с цифрами в руках.
Возьмём данные по Москве – «Статистику ВЦИОМа подтверждают данные МТС. 68% абонентов оператора в Москве с 30 марта по 3 апреля находятся на самоизоляции и не меняют местонахождение. А более 95% времени клиенты проводят в зоне действия одной базовой станции». Это более или менее бьётся с наглядно опустевшими улицами столицы, отсутствием пробок и пустым метро. В Питере – та же картина: 1 апреля метро воспользовались 400 тысяч человек при обычной цифре в 2,5 миллиона. Пусть и весьма грубо, но можно сказать, что процентов 70 россиян (не забудем, что в этой цифре есть также учащиеся и пенсионеры – у одних вынужденные каникулы, у других нет нужды ходить на работу) сидят дома во время карантина, масками там не пользуются, и зачем им «шесть масок в день» — совершенно неясно. Да, раз в пару дней надо выйти в магазин, да, кое-кто выгуливает собак, но уже ясно, что число людей, нуждающихся в масках, не так велико. И какое же оно в итоге?
Пусть будет примерно 50 миллионов – то есть целых 33% всех россиян. Маску надо менять каждые два часа – 8 часов рабочего дня, плюс по часу на дорогу, итого 5 масок в день. 250 миллионов масок в день, выходит, нужно на всю Россию.
Как видим, мы уже ушли от цифры в 720 миллионов масок, но много это или мало – 250 миллионов (как минимум) масок в день?
Это ОЧЕНЬ много! Это столько, сколько ВСЯ российская промышленность производит примерно за год. Иными словами, чтобы обеспечить всё активное население России масками, промышленность должна увеличить темпы производства в 300-350 раз! Что, как мы сами понимаем, абсолютно нереально – никакими методами, хоть сталинскими, хоть рузвельтовскими, за считанные дни и недели так нарастить производство нельзя. В два, три раза – можно, с огромным трудом, тремя сменами и так далее. В 300 раз – никак нельзя. Просто нет такого количества производственных мощностей, не говоря уже о специальных фильтрующих материалах.
А как же волонтёры, как же народный подъём? Ну вот, есть данные и из этой области: в СПб 30 человек шьют примерно тысячу масок в день. Один человек – 30 штук в день. Это, опять же, выглядит как вполне реальная цифра. То есть, экстраполируя, для пошива 250 миллионов масок в день требуются усилия 8,3 миллиона человек в день. Решайте сами, мало это или много. Наверное, очень много – почти 10 миллионов человек, столько же швейных машинок, сырьё, помещение, питание и, наконец, ну хоть какая-то зарплата для тех, кто будет неделями горбатиться над шитьём. Короче, от государства в этом случае требуют, чтобы оно взяло себе на баланс хотя бы по 20 тысяч в месяц 8 миллионов новых бюджетных работников. Это – примерно треть от всех бюджетников страны. Вы представляете себе объём финансовых расходов на такое количество новых рабочих мест?
США намного богаче России. Как же там обстоит дело с масками? А вот так:
ВОЕННЫЕ армии США (то есть те, кого уж точно должны были бы обеспечить за госсчёт) вынуждены делать маски из футболок. Но нет масок даже для них – и вот тебе ножницы, бери футболочку запасную и делай сам. В стране десятикратно более богатой.
Собственно, это и есть единственный выход сегодня в массовом масштабе: население должно обеспечить себя масками самостоятельно. Благо, ненужная тряпочка найдётся в любом доме. Сделать две-три сменные маски (да хоть пять) может любой человек за пару часов времени, даже без машинки.
А государство терзать своими неумными и невыполнимыми просьбами не нужно. Всё, что оно сейчас в силах сделать – бросить все ресурсы на борьбу со спекулянтами, которые наживаются на народном горе. Если убрать этих паразитов из цепочки производителя и потребителя, то дефицита станет поменьше. Но шить своими руками придётся всё равно.
https://jpgazeta.ru/o-deficzite-zashhitnyh-masok-i-o-vozmozh...