Американская дружба разорит Европу
Соединенные Штаты «отблагодарят» Евросоюз экономическим поглощением.
Управление финансовых услуг Нью-Йорка сообщило, что крупнейший в Германии Deutsche Bank согласился выплатить американским властям 258 млн долларов в качестве штрафа за нарушение санкций, введенных Штатами против ряда стран.
Deutsche Bank наказан за то, что с 1999 по 2006 год использовал «непрозрачные схемы транзакций», позволявшие взаимодействовать с партнерами из Ирана, Сирии, Ливии, Судана и Бирмы. Есть, однако, и сведения о том, что американские финансовые власти подозревают немцев в несоблюдении санкций против РФ.
Теперь Deutsche Bank обязан организовать независимую проверку и уволить шестерых членов руководства, решившихся преступить запреты американских властей. Немецкие банкиры пока терпят и натужно улыбаются. «Мы рады, что удалось прийти к соглашению с Управлением финансовых услуг Нью-Йорка и Федеральной резервной системой», — заявили СМИ в руководстве учреждения.
Большая финансовая порка
Ситуация с Deutsche Bank — один из тех случаев, когда европейские кредитно-финансовые учреждения страдают из-за нарушения установленных США правил. В прошлом году французский банк BNP Paribas заплатил рекордный штраф — 8,9 млрд евро — за нарушение санкционного режима, а в октябре 2015-го другой французский банк, Credit Agricole, по той же причине вынужден был раскошелиться на 787 млн долларов. По обвинениям в нарушении санкций были в разное время оштрафованы Commerzbank, Credit Suisse, HSBC, Standard Chartered и Barclays.
Массовые репрессии против европейских банков свидетельствуют о более чем безрадостном для Европы процессе — масштабном подчинении ее экономики американским корпорациям. Очевидно, что США уже открыто добиваются контроля над стратегической высотой — европейской финансовой системой, и до сих пор эта система не особо сопротивлялась.
Глобальный тупик
То, что происходит сейчас в Америке и Европе, — наглядное и вполне закономерное следствие экономического развития Запада последних 30 лет. Во-первых, кредитное стимулирование потребления в США практически исчерпало себя. В стране звездно-полосатого флага закредитованы все: бизнес, аграрии, домохозяйства. Ситуация настолько плоха, что в 2012 году руководитель Федеральной резервной системы США Бен Шалом Бернарке санкционировал трехлетнюю программу выкупа «токсичных долгов», в рамках которой ежемесячно проводилась эмиссия 85 млрд долларов. При этом на выкуп гособлигаций направлялись лишь 40 млрд долларов, а остальные 45 млрд тратились на скупку частных долгов и плохих активов, которые могли вызвать обрушение фондового рынка США.
Другой проблемой стал Китай: за десятилетия активной торговли Пекин накопил колоссальные запасы долларов и, вложив часть их в долговые обязательств США, стал крупнейшим кредитором Вашингтона. Параллельно Поднебесная укрепила промышленность и обрела большой вес в международных делах.
Все это загнало Штаты в стратегический тупик, на выходе из которого маячит более чем реальная угроза краха экономики и утрата мировой гегемонии. И администрация Обамы, похоже, увидела выход из этой ситуации в переделе рынков сбыта. В рамках этой стратегии Соединенные Штаты и еще 11 стран — Канада, Мексика, Япония, Австралия, Новая Зеландия, Бруней, Сингапур, Малайзия, Вьетнам, Перу и Чили — подписали соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Но тут на поверхность всплыл другой — уже не азиатский, а европейский — подвох. Постепенный отказ от китайского импорта повышает расходы американских покупателей. По расчетам экономиста Михаила Хазина, для компенсации ценовой разницы американской экономике потребуются ежегодные вливания примерно в 300 млрд долларов. Их поступление и должен обеспечить рынок Евросоюза.
Промышленное самоубийство
Закрытие европейских рынков для таких поставщиков дешевых товаров и ресурсов, как Россия, Турция и Китай, хоть и на время, но все же решило бы американские проблемы. В этом направлении Вашингтон уже добился существенных успехов: взорванная Украина перерезала сухопутный путь доставки китайских товаров в ЕС, а морские коммуникации находятся под контролем баз США. Немного подсобила и антироссийская истерия с санкциями.
Но этого оказалось мало, и одной потерей внешних поставщиков европейцы не отделаются. Европейские производители тоже должны пострадать во имя процветания американской нации. Еще в октябре Евростат сообщил, что промышленное производство в ЕС упало на 0,5%. Как доложил председатель совета директоров итальянского банка «Интеза» Антонио Фаллико, санкционная война между Москвой и Брюсселем убила 36% итало-российской торговли и нанесла тяжелый удар по сельскому хозяйству и высокотехнологичным отраслям итальянской промышленности. И если Россия потеряла из-за санкций около 25 млрд долларов, то общий экономический ущерб ЕС составил не меньше 100 млрд.
Впрочем, понимание того, что Европа губит свою экономику в угоду США, все-таки пришло к европейским властям, так что уже на декабрьском саммите лидеры стран ЕС вполне могут принять решение об отмене антироссийских санкций.
Мир транснациональных корпораций
Окончательно подчинить евроэкономику американским интересам должно соглашение о Трансатлантическом торгово-инвестиционном партнерстве (ТТИП). Это соглашение навязывает Европе институциональную реформу, которая позволит транснациональным (читай — американским) корпорациям игнорировать суверенитет европейских стран. Де-факто европейские государства после принятия ТТИП будут низведены до статуса рабочих американских фабрик, которые никак не могут повлиять ни на условия своего труда, ни на заработную плату, ни на ущерб, наносимый экологии их страны.
Правила ТТИП сформулированы так, что инвесторы смогут судиться со странами за принятие законов в сфере соцзащиты (например, повышение минимальной заработной платы), здравоохранения, экологии, финансового регулирования и безопасности. Представительство граждан ЕС, в отличие от современных судебных институций, в этих судах никак не предусмотрено. А обжаловать решения арбитража и добиться их пересмотра будет невозможно.
Часть европейских политиков и экономистов уже высказали мнение, что такое соглашение меняет сами основы европейской демократии. Так, депутат Европарламента от фракции «зеленых» из ФРГ Свен Гиголд заявил, что реализация ТТИП лишит Европу здоровой еды, стабильных финансовых рынков и химической безопасности, а лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц подчеркнул, что соглашение приведет к фундаментальным изменениям юридической, судебной и регулятивной структур ЕС.
Для России эта экономическая схватка между США и Евросоюзом, как ни странно, может оказаться выигрышной. Если Европа преуспеет в остановке американского наступления, это изрядно пошатнет гегемонию Соединенных Штатов и сделает реальным становление многополярного мира; если же американские корпорации поглотят экономику ЕС — Россия получит шанс занять часть европейских рынков сбыта, частично заменив немецких, французских и итальянских производителей. Как бы там ни было, мы должны быть подготовлены к любому исходу этой «схватки» и максимально интенсивно развивать промышленность, продвигать наукоемкие проекты, заниматься обеспечением продовольственной безопасности, уходить от импортозависимости и примитивного сырьевого экспорта. Только так Россия при любом раскладе сил сможет сохранить свою экономическую и геополитическую самостоятельность и не станет следующей в очереди на поглощение.