«Москва в зоне английских интересов не действует. Сирия – далеко, Украина – еще дальше. Что им угрожает? Угрожает только одно – неподчинение их линии и политике». Такими словами политологи комментируют проект новой стратегии нацбезопасности Британии, в которой Россия указана как одна из главных угроз Соединенному Королевству. Великобритания вскоре может
признать Россию угрозой высшего уровня в рамках новой стратегии национальной безопасности. По информации газеты
The Times, премьер-министр Дэвид Кэмерон представит основополагающий документ 23 ноября. Анализ рисков проводится британскими властями каждые пять лет. Действующая стратегия национальной безопасности Соединенного Королевства была принята осенью 2010 года – и в этой редакции документа Россия даже не упоминается. Что же изменилось за это время?
Лондон связывает включение нашей страны в список угроз для Британии с событиями на Украине и в Сирии. «С 2012 года Россия стала более агрессивной, более авторитарной и национально ориентированной, она все больше становится в оппозицию к Западу», – заявил источник The Times в британском Кабинете министров. По словам источника, примером такой агрессии стала «аннексия» Крыма в 2014 году.
Напомним, что в феврале этого года обновленную стратегию национальной безопасности утвердил главный союзник Великобритании – Соединенные Штаты. Во вступлении к документу, подписанном Бараком Обамой, так называемая российская агрессия
упоминается в ряду «серьезных вызовов для национальной безопасности» США наряду с «насильственным экстремизмом и меняющейся террористической угрозой», «вызовами в сфере кибербезопасности», «ускоряющимися последствиями изменения климата», а также «распространением инфекционных болезней». Более того, параграф о «противодействии России» был
включен в качестве одного из приоритетных в бюджетное послание администрации Обамы.
Повторили за Обамой
Сообщается, что в новой редакции стратегии нацбезопасности Великобритании наравне с Россией другими основными угрозами для страны могут быть признаны нестабильность из-за притока в Европу мигрантов, деятельность «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и распространение лихорадки Эбола. Такое перечисление сразу заставляет вспомнить об очень похожем «наборе угроз», озвученном Бараком Обамой. Напомним, осенью прошлого года президент США дважды (в том числе с трибуны 69-й сессии Генассамблеи ООН)
назвал главными мировыми угрозами три фактора: вирус Эбола, активизацию террористов в Сирии и Ираке, а также действия России в Европе. Тогда глава МИД России Сергей Лавров
сравнил речь президента США с докладами «министерства правды» из романов Оруэлла. А председатель Кабинета министров России Дмитрий Медведев назвал слова Обамы
«аберрацией в мозгах».
Несколько дней назад глава Пентагона Эштон Картер назвал Россию потенциальной угрозой мировому порядку. По его словам, США обдумывают новые варианты действий для сдерживания России. «В Европе Россия нарушает суверенитет Украины и Грузии и активно запугивает страны Балтии, а в Сирии подливает масла в огонь опасного конфликта, усиливая экстремизм, против которого сама хотела бороться», – говорил шеф Пентагона, упрекнув Москву в «бряцании ядерным оружием».
Великобритания, бывшая и остающаяся одним из главных внешнеполитических союзников США, следует за заокеанским партнером и в вопросе о «русской угрозе». О том, что в новой стратегии Лондон назовет Россию угрозой,
стало известно еще летом этого года, когда появились первые заявления о содержании будущего документа. Как заявлял тогда замминистра обороны Великобритании Филип Данн, «Россия испытывает на прочность нашу готовность, и мы на каждую попытку даем адекватный ответ». Незадолго до этого Кэмерон призвал увеличить оборонные расходы Соединенного Королевства, перечисляя все те же угрозы: Россию и ИГ.
Еще в начале года глава минобороны Британии Майкл Фэллон утверждал, что Россия угрожает странам Балтии и НАТО готовиться отразить любую возможную агрессию. Фэллон предполагал, что президент России Владимир Путин может начать тайную кампанию с целью дестабилизировать ситуацию в Эстонии, Латвии и Литве.
Заметим, что тема «давления на Россию для уважения территориальной целостности и суверенитета Украины» прозвучала в том числе и в майской тронной речи королевы Елизаветы II.
Опасны ли «русские медведи»?
Очевидно, что у британских властей нет оснований заявлять о том, что Россия-де угрожает безопасности Соединенного Королевства. Хотя в нынешнем году Лондон как минимум дважды пытался раздуть международный скандал, заявляя о пролете российских военных самолетов вблизи британской территории.
В конце января МИД Великобритании
вызвал посла России в Лондоне для объяснения в связи с полетом двух российских бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-95 (по кодификации НАТО – Bear, «Медведь») над проливом Ла-Манш. Незадолго до этого Москва разъяснила, что два стратегических бомбардировщика ВВС России
выполнили задачи по плану воздушного патрулирования, совершив 19-часовой перелет через нейтральные воды Северной Атлантики. На отдельных этапах маршрута российские «Ту» сопровождались самолетами ВВС Великобритании «Тайфун», Норвегии F-16 и Франции «Мираж». Министр обороны Сергей Шойгу ранее заявлял, что самолеты российской Дальней авиации и в будущем будут выполнять полеты вдоль границ России и в акватории Северного Ледовитого океана, а также обеспечивать военное присутствие в западной части Атлантического и восточной части Тихого океана.
Судя по сообщению
RT, 2 февраля британское минобороны со ссылкой на данные норвежских союзников объявило: на борту одного из российских бомбардировщиков находились управляемые авиационные ракеты, предназначенные для поражения подлодки типа Vanguard – о чем были извещены премьер-министр Дэвид Кэмерон и министр обороны Майкл Фэллон. Впрочем, как пояснил британскому изданию
Express высокопоставленный источник в Королевских ВВС, записанные норвежцами переговоры содержат определенное слово, которое указывает на то, что операция российских бомбардировщиков была учебной, как и ракета.
В апреле и мае Лондон заявлял о том, что самолеты Королевских ВВС поднимались в воздух из-за пролетов российских Ту-95, в частности в мае истребители «Тайфун» пришлось «поднять» с базы в шотландском Лоссимуте. В минобороны Великобритании утверждали, что в первом случае появление российских самолетов совпало с учениями военных кораблей НАТО близ северных берегов Шотландии, во втором – речь шла о натовских маневрах в Северном море у побережья Норвегии.
Как констатировали в британском оборонном ведомстве, «ни один российский самолет не вошел в суверенное воздушное пространство» Соединенного Королевства. Источник в минобороны страны признал в комментарии
Би-би-си: британские военные не рассматривают российские воздушные суда в качестве реальной угрозы Британии.
Таким образом, британские военные фактически подтвердили разъяснения Москвы – все полеты выполнялись в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства над нейтральными водами, не нарушая границ других государств.
Однако политический эффект от заявлений о «русских медведях» близ британских границ, похоже, был достигнут – что и могло быть учтено при составлении проекта стратегии нацбезопасности.
«Россия не действует в зоне английских интересов»
«Российская Федерация в секретных частях концептуальных документов США, Великобритании и ряда других западных стран и так указана как основной противник. Для нас эти откровения не новость, – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД директор Российского института стратегических исследований (РИСИ) при президенте России, генерал-лейтенант СВР Леонид Решетников. – Теперь это переносится в публичную сферу. После нашей акции в Сирии и ситуации на Украине Запад объявил нам информационную и экономическую войну. Это часть одной и той же линии: идет давление на Россию».
Генерал-лейтенант отметил, что Запад пытается, применяя разные средства давления, заставить Россию отказаться от самостоятельной внешней политики. «Реальные двусторонние отношения между Россией и Великобританией сведены к нулю. Существует лишь формальное присутствие посольств. Произошло это в результате недружественной политики Англии. Какие основания у Великобритании обозначать Россию в качестве главной угрозы национальной безопасности? Никакой. Москва в зоне английских интересов не действует. Сирия – далеко, Украина – еще дальше. Что им угрожает? Угрожает только одно – неподчинение их линии и политике. Это чисто демонстративные и информационные шаги. Ничего конкретного они сделать не могут», – отметил эксперт.
«Главная причина – проведение самостоятельной политики»
Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, политолог Евсей Васильев в комментарии газете ВЗГЛЯД также отметил, что инициатива включения России в список главных угроз носит скорее информационно-пропагандистский характер.
«В Великобритании существует практика при написании концептуальных документов – стратегий – давать каждой угрозе уровень опасности. Предыдущая стратегия была принята в 2010 году, нынешняя была значительно пересмотрена. Главная причина включения России в список главных угроз, на мой взгляд – проведение Москвой самостоятельной и суверенной внешней политики в своих национальных интересах. Более того, Лондон своими действиями в очередной раз показывает свою евроатлантическую солидарность с главным своим союзником и партнером – США. Независимой военной политики у Великобритании нет», – сказал Васильев.
По мнению собеседника, пересмотр стратегии национальной безопасности связан также и с внутриполитическими факторами. «На фоне предстоящих парламентских выборов в Великобритании подобные инициативы выглядят логичными. Две главные политические партии в Великобритании – Консервативная партия во главе с премьер-министром и Лейбористская партия – будут использовать так называемую русскую угрозу в своих политических целях. Критика России – это своего рода козырь для внутриполитических дебатов в Великобритании», – подчеркнул эксперт.
Политолог отмечает, что Российская Федерация в своих стратегиях не указывает страны, которые представляют угрозу для национальной безопасности. «Мы концентрируемся на тех странах, с которыми хотим развивать сотрудничество. Думаю, что указывать страны, которые потенциально могут представлять угрозу, с дипломатической точки зрения некорректно и носит элемент конфронтационности. Для дипломатии это лишнее. Со стороны Москвы последует реакция по дипломатическим каналам. Возможно, будет ужесточена деятельность Британского совета при посольстве Великобритании в Москве», – подытожил Васильев.
«Москва не может быть партнером»
Как ранее
отмечала газета ВЗГЛЯД, о нынешнем уровне российско-британских отношений свидетельствует то, что Лондон практически прервал политический диалог с Москвой, и взаимодействие происходит разве что на уровне культурных связей (в британском Музее науки проходит российская выставка «Космонавты: рождение космической эры»). России
пришлось сократить численность посольства в Лондоне из-за отказа британских властей выдавать российским дипломатам визы.
Москва не намерена избегать диалога и готова к сотрудничеству. Как говорил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, в вопросе возобновления контактов «мяч находится на стороне британских коллег». При этом Великобритания всячески содействует расследованию причин крушения российского лайнера А321 в Египте. Ранее
стало известно о передаче России данных английской разведки по этой трагедии.
Теги:
Россия и Запад, Великобритания, Россия и Великобритания, стратегия, МИД России