Надо ли Узбекистану вступать в ОДКБ? Мнение экспертов
928 прочитали
Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. В мае 1992 года, ровно 32 года назад, в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран СНГ.
Первоначально к нему присоединились шесть государств – Армения, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.
По месту подписания документ неофициально называется также "Ташкентским договором". Так было положено начало ОДКБ – Организации Договора о коллективной безопасности.
Главными целями организации стали укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов. Поэтому наряду с СНГ и ЕАЭС она является одним из важных элементов современной евразийской интеграции.
Сегодня наша страна не входит в эту организацию – она приостановила свое членство (во второй раз) в 2012 году. При этом Узбекистан активно сотрудничает с ОДКБ по ряду ключевых направлений так же, как и с государствами – членами организации.
Так, у Узбекистана имеются важные действующие двусторонние соглашения с Россией – Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве (1992), Договор о дальнейшем углублении всестороннего сотрудничества в военной и военно-технической областях (1999), Договор о стратегическом партнерстве (2004), Договор о союзнических отношениях (2005), Договор о развитии военно-технического сотрудничества (2017), Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2022) и многие другие.
"Узбекистан получает самую современную военную технику из России, сотни курсантов из Узбекистана обучаются в военно-учебных заведениях России", – отмечает Равшан Назаров, кандидат философских наук, эксперт-политолог, старший научный сотрудник Института государства и права Академии наук Узбекистана.
Отметим, что в прошлом году более 500 военнослужащих Узбекистана прошли обучение по российским программам. Узбекские военные обмениваются опытом c российскими коллегами по вопросам подготовки летного состава, войск специального назначения, военных врачей, специалистов инженерной службы.
Также очень тесные связи Узбекистан поддерживает и с другим важным членом ОДКБ – Казахстаном. Между двумя государствами действуют такие документы, как Договор о вечной дружбе (1998), Договор о стратегическом партнерстве (2013), межправительственное Соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере (2018), Договор о союзнических отношениях (2022).
"В 2018 году были впервые проведены совместные тактико-специальные учения "Ерик дала", а в августе 2023-го в Актау состоялась встреча министров обороны Казахстана и Узбекистана Руслана Жаксылыкова и Баходира Курбанова, на которой были затронуты актуальные вопросы сотрудничества двух стран в сфере обороны. Особое внимание было уделено совместным военным учениям "Канжар-2023", прошедшим на территории Актау. Было отмечено, что достижение оперативности и эффективности в совместных действиях, а также подготовка к разнообразным сценариям содействуют обеспечению безопасности в регионе Центральной Азии", – рассказал эксперт.
Важная встреча прошла в октябре 2023 года между заместителем министра обороны Казахстана по тылу и военной инфраструктуре Мухамеджаном Таласовым и заместителем министра обороны Узбекистана по материально-техническому обеспечению Зоиржоном Бозорбоевым. Они обсуждали вопросы тылового, медицинского, квартирно-эксплуатационного, инфраструктурного обеспечения войск. Было подчеркнуто, что военное сотрудничество между Казахстаном и Узбекистаном продолжает развиваться, что является важным фактором для укрепления оборонного потенциала обеих стран.
Также активно Узбекистан сотрудничает еще с одним ведущим членом ОДКБ – Беларусью. Основой этого сотрудничества являются Декларация об укреплении дружбы и сотрудничества (1994), Договор о сотрудничестве в военной сфере (2018), Меморандум о сотрудничестве Академии Вооруженных сил Узбекистана и Военно-технического института Национальной гвардии Узбекистана с Военной академией Республики Беларусь (2018).
В 2018 году военнослужащие Узбекистана, Беларуси и России провели совместные учения на территории Пуховичского района Минской области. После визита президента Беларуси Александра Лукашенко в Узбекистан в 2019 году был подписан целый пакет двусторонних документов.
"Кроме того, были намечены активизация взаимодействия между антитеррористическими подразделениями спецслужб двух стран в области борьбы с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркобизнесом, организованной преступностью; организация взаимных визитов специалистов Нацгвардии Узбекистана и Внутренних войск МВД Беларуси для установления сотрудничества, а также подготовки военных кадров; экспорта в Беларусь продукции военного и двойного назначения предприятий Узбекистана; проведение совместных учений на территории Беларуси; организация обучения военнослужащих ВС Узбекистана в адъюнктуре белорусской Военной академии", – отметил Назаров.
В апреле 2024 года состоялся визит в Узбекистан начальника Генштаба Вооруженных Сил – первого заместителя министра обороны Беларуси Виктора Гулевича. В рамках визита он провел переговоры с первым заместителем министра обороны – начальником Генштаба Вооруженных сил Узбекистана Шухратом Холмухамедовым. Стороны обсудили текущее состояние двустороннего военного сотрудничества и наметили пути его интенсификации в областях, которые представляют обоюдный интерес.
Также самое тесное и всестороннее сотрудничество Узбекистан осуществляет с Кыргызстаном и Таджикистаном. Узбекско-кыргызские отношения основаны на Договоре о вечной дружбе (1997), Договоре о сотрудничестве в военной и военно-технической областях (2000), Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве (2023).
Узбекско-таджикские отношения базируются на следующих документах – Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (1993), Договор о вечной дружбе (2000), Договор о стратегическом партнерстве (2018), Договор о союзнических отношениях (2024).
Таким образом, практически все государства – члены ОДКБ в настоящее время являются стратегическими партнерами и союзниками Узбекистана. Это, по мнению Назарова, позволяет надеяться, что расширение масштабов евразийской интеграции в рамках деятельности таких организаций, как СНГ, ЕАЭС, ОДКБ, ШОС поможет Узбекистану вернуть статус полноценного члена Организации Договора о коллективной безопасности.
По мнению эксперта, возвращение Узбекистана в организацию значительно усилило бы возможности республики в сфере безопасности, особенно в условиях роста реально существующих угроз – международного терроризма и экстремизма, наркотрафика, незаконного оборота оружия и других.
Специалисты сферы считают, что на сегодняшний день наибольшую угрозу государствам ЦА, в том числе и Узбекистану, представляет усиливающийся потенциал филиала международной террористической организации "Исламское государство" – "Вилаят Хорасан", расположившейся на территории соседнего Афганистана. По различным оценкам, численность боевиков этой организации за последнее время возросла с 500 до 6 тысяч подготовленных террористов.
В прошлом году главы МИД стран – членов ОДКБ заявили о целесообразности подключения Узбекистана и Туркменистана к деятельности организации на афганском направлении, выразив при этом обеспокоенность ухудшением ситуации с безопасностью в Афганистане.
"В этой связи хотелось бы вспомнить одну историческую параллель. В 1949 году Франция была одной из стран-учредителей НАТО, даже штаб-квартира альянса тогда находилась в Париже. Но в 1966 году при Шарле де Голле страна вышла из военной организации. Ей понадобилось 43 года для окончательного возвращения в альянс в 2009 году. Думаю, Узбекистану не нужно столько времени для восстановления членства в ОДКБ, тем более что практически со всеми членами организации республика имеет близкие отношения, осуществляет сотрудничество во всех сферах, включая военную, военно-техническую и в целом сферу безопасности", – отметил эксперт.
Стоит отметить, что не все специалисты разделяют мнение о необходимости возвращаться в Организацию Договора о коллективной безопасности. Есть те, кто считает более рациональным то, что Узбекистану нужно придерживаться внеблокового статуса.
Так, по мнению эксперта по вопросам военной и политической безопасности в Центральной Азии Рустама Бурнашева, вопрос противостояния террористическим угрозам в наших странах, как минимум, начиная с февраля 1999 года рассматривается как серьезный и важный как в политической риторике, так и в повседневных практиках, реализуемых силовыми структурами.
"Я не стал бы говорить, что "спектр угроз в регионе Центральной Азии стремительно расширяется". Если мы посмотрим литературу конца 1990-х годов, 2000-х годов или 2010-х, то увидим, что тогда риторика экспертов в области вопросов безопасности была аналогичной: они в то время также как и сейчас говорили о нарастании угроз, вызовов и рисков. И это нормально, поскольку специалисты в области безопасности живут за счет секьюритизации и "продажи угроз", – отметил он.
Но если сравнить спектр угроз, о которых говорится, их интенсивность и прочее, то можно заметить, что даже в экспертной риторике мало что меняется. Интересно и то, что даже об информационной безопасности, например, в дискурсе Узбекистана, говорится с конца 1990-х годов, как минимум со времени принятия Концепции национальной безопасности 1997 года, добавил Бурнашев.
"Соответственно, я могу сказать, что ничего особого и экстраординарного в секторе безопасности Узбекистану сейчас делать не нужно: все уже делается и делается неплохо. Другой вопрос, если мы начнем выходить за границы традиционно понимаемого сектора безопасности или начнем говорить о специфических проблемах в этом секторе. При таком более детальном подходе, безусловно, будут всплывать конкретные недоработки или направления, работу по которым можно и нужно менять или улучшить", – подчеркнул эксперт.
Также, по его мнению, Узбекистан эффективно обеспечивает свою безопасность в том формате международного партнерства, которое у него есть на настоящий момент.
"Выбранная Узбекистаном стратегия многоуровневого сотрудничества с внешними партнерами с приоритетом взаимодействия со странами Центральной Азии, по моему мнению, остается наиболее эффективной. В том числе и в секторе международной и региональной безопасности. Все вопросы, которые Узбекистану необходимо решать в секторе безопасности на международном или региональном уровне, решаются на основе двусторонних соглашений или в рамках международных проектов, не имеющих формат военно-политического блока [например, в рамках ШОС или ОБСЕ]", – отметил собеседник.
По его словам, вхождение в организации типа ОДКБ никаких дополнительных возможностей для Узбекистана не формирует, однако может создавать новые риски, например, связанные с необходимостью направлять своих военнослужащих за пределы страны для выполнения международных обязательств.
"Дополнительных преимуществ участие в ОДКБ Узбекистану не дает, поскольку все вопросы, решающиеся в рамках ОДКБ по военно-техническому сотрудничеству, Узбекистан решает на основе двусторонних соглашений, которые не накладывают на страну дополнительных ограничений", – заключил эксперт.