Сергея Лаврова обожгло африканским теплом
Сергей Лавров в среду завершил африканское турне посещением еще двух стран континента — Буркина-Фасо и Чада.
В обе бывшие французские колонии российский министр прилетел впервые, однако это не помешало ему, как он сам признался, почувствовать себя там «в кругу друзей».
Как показал ход переговоров, отношения России с этими странами обретают все более стратегический характер, особенно в части военно-технического сотрудничества.
«Страна достойных людей»
Последний день турне Сергея Лаврова по африканскому континенту выдался самым насыщенным. Он стартовал в Буркина-Фасо — западноафриканской стране, название которой в переводе с языка местной народности мосси звучит как «страна достойных людей»,— а завершился в Республике Чад, расположенной в трех часах лета от буркинийской столицы Уагадугу.
В Уагадугу, куда глава МИД РФ прилетел еще во вторник вечером, у него состоялись переговоры сначала с буркинийским коллегой Карамоко Жан-Мари Траоре, а затем и с президентом республики Ибрагимом Траоре. «Вы ощущаете жар не только на улице, но и от наших теплых взаимоотношений,— поприветствовал российского визави Карамоко Жан-Мари Траоре.— Мы чувствуем это тепло от взаимных контактов».
Сергей Лавров в ответ заметил, что российская делегация действительно «тронута теплым приемом» буркинийцев, и перешел к обсуждению двусторонних связей. «Наши отношения находятся на подъеме»,— сказал он, подчеркнув, что они основываются «на взаимной симпатии, доверии и взаимоуважении».
Министр отметил, что Буркина-Фасо стала первой страной, где возобновление деятельности российского посольства, анонсированное президентом РФ Владимиром Путиным, «состоялось быстро и эффективно».
Напомним, о планах по возобновлению работы российских диппредставительств в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее президент РФ Владимир Путин объявил на пленарной сессии саммита «Россия—Африка» в июле прошлого года. Российский лидер тогда подчеркивал, что открытие российских посольств после тридцатилетнего перерыва станет практическим шагом по активизации сотрудничества со странами Африки во всех областях.
Посольство в Буркина-Фасо открылось через полгода после саммита. Правда, как сообщила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, у представительства еще нет постоянного здания. «Это только арендованное помещение, нет еще привычного хода работы наших коллег и сотрудников,— рассказала она в эфире радио Sputnik.— Я даже не буду говорить, сколько у нас сотрудников в посольстве в Буркина-Фасо. Хочется надеяться, что будет больше, потому что перспективы колоссальные». «Но работают на полную катушку, с полной отдачей»,— заверила дипломат.
За свободу, против терроризма
Между тем итоги переговоров глав МИДов продемонстрировали, в каких сферах взаимного сотрудничества у Москвы и Уагадугу все давно налажено. Как заявил господин Лавров, с приходом (в результате военного переворота в 2022 году) к власти президента переходного периода Буркина-Фасо Ибрагима Траоре Москва и Уагадугу «смогли полноценно раскрыть и продолжают раскрывать потенциал взаимовыгодного, равноправного сотрудничества в самых разных областях, включая экономику, социальную сферу, здравоохранение, образование, военное и военно-техническое сотрудничество».
«У нас развивается сотрудничество в самых разных сферах, в первую очередь это касается области безопасности»,— подтвердил его слова глава буркинийского МИДа Карамоко Жан-Мари Траоре на пресс-конференции. И отметил: «Обе страны сделали огромные шаги».
Намерения и дальше укреплять военное и военно-техническое сотрудничество с Буркина-Фасо подтвердил и Сергей Лавров.
«Поставляем и будем дополнительно поставлять продукцию военного назначения, которая необходима для укрепления обороноспособности Буркина-Фасо и возможности подавления остатков террористических группировок»,— заверил дипломат, добавив, что Москва планирует увеличить численность своих военных инструкторов в этой стране.
Как заявлял в январе 2024 года в интервью буркинийским СМИ президент Траоре, 80% оружия, которое есть в распоряжении вооруженных сил Уагадугу, советского производства.
Теперь, когда Сергею Лаврову вручили орден Жеребца (высшую государственную награду Буркина-Фасо), у него не оставалось выбора, кроме как заверить буркинийцев: «У меня нет никаких сомнений, что благодаря этому сотрудничеству остающиеся на территории Буркина-Фасо очаги терроризма будут уничтожены».
В заключение господин Лавров поделился личными впечатлениями от своего первого визита в эту африканскую страну: «Я хотя видел только столицу, ну и немножко окрестности по дороге из аэропорта, они прекрасные, страна растет, развивается». «И, судя по лицам, взглядам людей на улице, этот народ выбрал свободу и хочет оставаться хозяином своей судьбы, чего и всем желаю»,— сказал он напоследок.
Проездом в Чад
После Буркина-Фасо господин Лавров отправился в Чад — другую африканскую республику, которая уже долгие годы продолжает оставаться на последних местах в мире по показателям экономического развития (по данным МВФ, в 2023 году по уровню ВВП на душу населения по ППС Чад занял 181-е место из 189).
В аэропорту Нджамены главу МИД РФ встретили десятки чадцев с флагами и плакатами «Добро пожаловать, Сергей Лавров!», «Мы любим учиться в России». Как написала в своем Telegram-канале Мария Захарова, в Чаде министра «ждал по-настоящему теплый прием: +42 и радостные возгласы "Россия!"».
Дружественный настрой чадцев по отношению к России считывается не только в символичных приветственных жестах — в последнее время им пронизаны и официальные заявления руководства африканской страны. Так, в конце мая министр обороны Чада Даго Якуба по итогам российской операции по освобождению чадских военных из плена исламских боевиков заявил, что Россия «всегда была надежным партнером африканских государств». И даже противопоставил ее Франции, Великобритании и США, которые, по словам министра, долгие годы сугубо в своих целях пользовались возможностями, которые предоставляет Африка.
Как рассказал Сергей Лавров журналистам по итогам переговоров с главой МИД Чада Абдераманом Куламаллой и президентом Махаматом Идрисом Деби Итно, Нджамена заинтересована в расширении оборонного сотрудничества с Москвой.
«У нас развивается взаимодействие в сфере безопасности, Чад заинтересован в этом, учитывая, что сохраняются до сих пор террористические угрозы в этом регионе, которые прежде всего связаны с разрушением ливийской государственности в 2011 году»,— сказал дипломат на пресс-конференции.
По его словам, РФ продолжит поставлять в Чад продукцию военного назначения и оказывать помощь в борьбе с терроризмом.
Примечательно, что в мае с подобными высказываниями о заинтересованности Чада в военном сотрудничестве выступил глава Африканского командования вооруженных сил США генерал Майкл Лэнгли. Как заявил господин Лэнгли накануне президентских выборов, власти Чада сообщили Вашингтону о своей готовности продолжить партнерство в сфере безопасности после выборов. Вывод американских войск из Чада, о котором Госдепартамент объявил в апреле, они назвали временной мерой «в рамках происходящего пересмотра военного сотрудничества».