Россия наполнит отношения с КНДР и Вьетнамом новым содержанием
В ближайшие дни президент России посетит сразу две азиатские страны: Северную Корею и Вьетнам. Вместе с ним в Пхеньян и Ханой прибудут делегации, состоящие из ведущих министров и чиновников. О каких именно договоренностях может идти речь и каким будет их значение в условиях поворота России на Восток?
Владимир Путин посетит КНДР с 18 по 19 июня по личному приглашению Ким Чен Ына. Об этом сообщается на официальном сайте президента. По словам помощника президента Юрия Ушакова, страны работают над заключением нового договора о всеобъемлющем партнерстве. Соглашение может быть подписано в рамках визита. Если документ будет подписан, то он придет на смену всем предшествующим правовым актам, регламентирующим отношения Москвы и Пхеньяна.
Примечательно, что в состав делегации РФ войдут главы российского МИД, Минобороны, Минприроды, Минздрава и Минтранса, а также Роскосмоса, РЖД и губернатор Приморского края.
По окончании визита в КНДР Путин направится во Вьетнам. В Ханое президент встретится с генеральным секретарем ЦК Коммунистической партии Нгуеном Фу Чонгом, президентом То Ламом, премьер-министром правительства Фам Минь Тинем и председателем национального собрания Чан Тхань Маном. Планируется обсудить состояние и перспективы дальнейшего развития стратегического партнерства между государствами, сообщает Кремль. Важность визиту придает и тот факт, что в этом году отмечается 30-летие договора об основах дружественных отношений между Россией и Вьетнамом.
При этом состав российской делегации во Вьетнаме будет несколько отличаться от того, который посетит КНДР. Так, в Ханой с президентом прилетят вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министры иностранных дел, промышленности и торговли, руководитель Минтранса, глава Минэнерго, министр юстиции, глава Роспотребнадзора, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, глава Рособоронэкспорта. Регионы России будут представлять губернаторы Приморья, Нижегородской и Калужской областей.
В ожидании неожиданностей
«Итоги визита Путина в Пхеньян могут быть самыми неожиданными. Результат будет зависеть даже не столько от отношений России и КНДР, сколько от международной обстановки. В частности, на встрече могут обсуждаться вопросы, входящие в компетенцию первых лиц, вплоть до заключения нового договора о дружбе и сотрудничестве», – считает Константин Асмолов, ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии Российской академии наук.
«Войдут ли в итоговый документ положения о военном партнерстве, если его все-таки подпишут, будет зависеть от требований времени.
В отличие от треугольника Вашингтон – Токио – Сеул, взаимодействие между Пхеньяном, Москвой и Пекином пока что носит характер внеинституционального союза, объединенного общей угрозой.
Однако не стоит исключать разных вариантов развития событий», – отмечает эксперт. – «Также до сих пор существует проблема со снятием санкций с КНДР. Мы не накладывали их в одностороннем порядке – это ограничения ООН, за которые Россия голосовала в свое время. Сейчас становится все более популярным мнение, что присоединение к этим мерам было ошибкой. Однако Москва продолжает придерживаться позиции сохранения существующих запретов и воспрепятствования введению новых».
Среди обсуждаемых вопросов может быть тема привлечения трудовых мигрантов из КНДР в виде бригад вахтовиков.
«На Дальнем Востоке северокорейские рабочие воспринимались позитивно из-за соотношения цены, качества и безопасности. Однако, возможно, они будут востребованы и в других регионах России, в том числе и на территории новых субъектов РФ», – предположил Асмолов.
В целом визит в КНДР станет знаменательным моментом для внешней политики России на азиатском направлении, уверен Станислав Ткаченко, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ.
«Последний раз президент России посещал Северную Корею в 2000 году. С того времени утекло много воды.
За четверть века Пхеньян не раз оказывал Москве дипломатическую и даже военную поддержку», – напомнил эксперт. – «Стоит ожидать проектов укрепления морских коммуникаций. В частности, интенсификации торговли через северокорейский порт Раджин».
Среди возможных тем для обсуждения Ткаченко также назвал вопрос судоходства по реке Туманная, в котором может быть заинтересован и Пекин. «Сейчас Китай не может использовать данную артерию в качестве прямого выхода к морю. Вполне возможно, что Владимир Путин попытается договориться с Ким Чен Ыном снять данное ограничение. Однако говорить на этом фоне о формировании или существовании треугольника Россия – КНДР – Китай не стоит», – считает собеседник. – «Кроме того, Китай претендует на особые отношения с КНДР, что обусловлено глубоким историческим опытом диалога двух государств.
В какой-то степени связи Москвы и Пхеньяна вызывают у Пекина некоторую ревность. Тем не менее этот факт не может бросить тень на наше сотрудничество.
В конечном счете интересы в сфере безопасности на азиатском направлении у России и Китая достаточно схожи».
«Значимо и то, что сразу после посещения КНДР Владимир Путин направится во Вьетнам. Экономика этой страны сейчас бурно развивается. Внимание высшего руководства России к восточным странам еще раз подчеркивает осознание Москвой важности налаживания отношений с Азией. Думаю, в дальнейшем стоит ожидать визитов президента и в государства Ближнего Востока, а также в Индию», – прогнозирует Ткаченко.
На эту тему
«Вьетнам поддерживает нас»
В прошлый раз Путин посещал Вьетнам в 2017 году во время саммита АСЕАН. «Однако теперь поездка будет проходить в совершенно новых условиях. Вероятно стратегическое партнерство между нашими государствами будет дополняться новым содержанием», – отмечает Дмитрий Мосяков, заведующий Центром Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании в Институте востоковедения РАН.
«В первую очередь стоит ожидать соглашений в сфере экономики. Например, необходимо решить вопрос платежей. Кроме того, страны, вероятно, будут стремиться к восстановлению прежнего уровня авиаперевозок.
Вполне возможно, что расширится и зона свободной торговли. В перспективе это позволит выйти на товарооборот в размере 10 млрд долларов. Также на повестке дня стоят сотрудничество в энергетической сфере и новые инфраструктурные проекты», – перечисляет эксперт.
Другим важным вопросом является военно-техническое партнерство. «Значительная часть вооружений Вьетнама – российского производства, хотя США пытались сорвать наше сотрудничество. Вьетнам поддерживает нас и в политической сфере. В частности, страна не отправила своих делегатов на конференцию в Швейцарии, что показательно.
Местное население также одобряет налаживание связей с Россией.
Граждане этого государства в целом позитивно относятся к Москве», – акцентирует эксперт.
«Любопытно и то, почему Владимир Путин встречается не только с генсеком партии, но и с президентом и премьером Вьетнама. Эти представители власти, наряду с председателем Национального собрания, являются самыми важными лицами в стране. Политика Ханоя во многом определяется консенсусом людей, занимающих данные должности», – поясняет собеседник.
«Наряду с визитом в КНДР поездка Путина во Вьетнам говорит о повороте нашей страны на Восток. Товарооборот России и Китая уже превышает торговлю Москвы с любой европейской страной. Наши дипломаты умело и последовательно выстраивают вектор партнерства со странами Азии, и столь обширный интерес РФ к данному региону не остается незамеченным», – резюмировал Мосяков.