"Кто назначал Белоусова? Руководство МО РФ превратилось в отряд пиджаков!" - уверен политолог
С момента, когда Андрей Белоусов получил пост министра обороны, усилились восторженные отклики о том, что он приведет порядок в ведомстве.
Свидетельством этому стали многочисленные увольнения и аресты высокопоставленных военных, что было невиданным со времен Сталина.
Однако, не все разделяют оптимизм в отношении нового министра. Среди критиков – авторитетный военный эксперт, полковник в отставке Виктор Баранец, который убежден, что армия предъявит серьезные требования новым гражданским руководителям в министерстве.
Полковник в отставке выразил опасения, что из-за последних назначений Министерство обороны РФ может превратиться в "военное финансовое министерство", так как новое руководство в основном состоит из людей, связанных с финансами и контролем за ними.
Напомним, что 17 июня президент Путин освободил от должностей в Минобороны первого замминистра Руслана Цаликова, а также заместителей Татьяну Шевцову, Николая Панкова и Павла Попова. Новыми заместителями министра обороны стали Анна Цивилева, считавшаяся родственницей Владимира Путина, Олег Савельев и Павел Фрадков. Первым заместителем Белоусова стал Леонид Горнин. Все четверо новых назначенцев, включая министра, не имели опыта в армии и являются цивильными, что вызывает беспокойство у Виктора Баранца.
Эксперт обращает внимание на серьёзное заблуждение критиков предшественника Белоусова, полагающих, что бывшее руководство Министерства обороны лишь "разворовывало военный бюджет". Баранец убеждён, что теперь уже экс-министр Сергей Шойгу сделал много важного для оборонного ведомства, но почему-то об этом сейчас никто не вспоминает.
"Хорошо, что Андрей Белоусов справедливо подчеркнул вклад Сергея Шойгу в развитие нашей армии на посту министра обороны", - сказал Баранец.
При этом эксперт искренне недоумевает, почему все так восторженно реагируют на назначение Белоусова, ведь он ещё никак не проявил себя, а уже получает громкие аплодисменты.
Еще недавно мы громогласно заявляли, что Шойгу — не военный и что министром обороны должен быть именно профессиональный военный. "Нам нужен военный специалист!" — звучали повсюду такие призывы. Но вот назначили Белоусова, и вокруг раздались громкие аплодисменты. Он пока еще ничего не сделал для армии, а мы уже нарисовали его идеализированный образ. Дайте человеку хотя бы год, чтобы проявить себя, а потом уже будем оценивать его успехи и недостатки, — сказал Баранец.
Эксперт считает, что рано говорить о положительных результатах назначения в Министерство обороны "гражданских руководителей." По мнению полковника, армия — это традиционно устойчивая структура, и если назначать на ключевые посты тех, кого военные считают ненужными, это может быть весьма рискованно, особенно в условиях текущего вооруженного конфликта.
"Армия обязательно предъявит свои требования новым руководителям Минобороны," — уверен Баранец.
Эксперт подчеркивает, что в командном составе Минобороны должны быть по крайней мере три-четыре заместителя в погонах и один, отвечающий за пиар. Превращение всех заместителей в "гражданских" абсолютно неприемлемо.
"Я уверен, что появятся заместители министра в погонах, имеющие опыт боевых действий и командования. Пусть их будет хотя бы три-четыре человека. Например, заместитель министра Евкуров, отвечавший за боевую подготовку, вероятно, останется на своем посту. Но полностью заместители не могут быть гражданскими. Сейчас мы восторгаемся тем, какой у нас новый министр — умный, чистоплотный, интеллигентный, даже в церковь ходит. Но через два года армия будет задавать более серьезные вопросы Белоусову. Как бы не получилось так, что снова придется спрашивать, кто назначал," — отметил отставной полковник.
Эксперт убежден, что новый министр столкнется с жестким сопротивлением оставшихся на местах генералов, что неизбежно приведет к борьбе с существующими кланами военачальников, которые при Шойгу ощущали себя уверенно, а теперь им придется переживать, возможно, весьма серьёзно.
Баранец убеждён, что Андрею Белоусову предстоит нелёгкий процесс адаптации к уже устоявшейся системе министерства обороны. Высшие военные чины, так же как и в случае с Сердюковым, встретили нового министра с настороженностью.
"Не хочу делать предсказания, но вполне вероятно, что многие ошибки времён Сердюкова вновь всплывут. Всё это будет умышленно выведено в информационное поле, и мы будем иметь что обсуждать," – считает полковник.
Эксперт напомнил, что за медийную политику при Шойгу отвечал спикер МО РФ Игорь Конашенков. Однако, на последней встрече с военными корреспондентами он не сидел с ними за одним столом. Баранец уверен, что будущее Конашенкова будет определяться лично новым министром, в зависимости от поставленных целей.
"Мне вспоминаются указания, данные Шойгу – меньше уделять внимание пиару. Так зачем же вы собрали военных корреспондентов? Чтобы предложить им минеральной воды и пряник? Наверняка, это было для планирования пиара при Белоусове. Выходит, Белоусов осознал, что армии необходим пиар, и военкоры – его ключевая сила. От них будет зависеть, как будет представлена работа армии под руководством Белоусова - будем ли мы говорить горькую правду, в том числе и Белоусову. Он сам утверждает, что нельзя стесняться говорить правду. А как умело он выдвинул это выражение, ставшее мемом: 'ошибаться можно, врать нельзя'. Посмотрим, оправдаются ли эти слова при новом министре," – заключил Баранец.
Публицист Александр Дюков, комментируя жёсткие высказывания Виктора Баранца, отметил, что таким образом полковник фактически "пригрозил" новому министру.
"Ожидаемо полковник Баранец пригрозил Белоусову и его гражданской команде," – пишет Дюков, ссылаясь на майское выступление Баранца, в котором тот похвалил Шойгу за преобразования в министерстве обороны. В частности, полковник отметил, что Сергей Кужугетович смог избавить российскую армию от "остеохондроза", то есть внедрил более гибкую стратегию управления.