PeerJ: самцы слонов используют инфразвуковые гулы, чтобы подать сигнал «пошли»
Слоны-самцы собираются в вечерней прохладе, чтобы попить. После некоторого времени старший самец поднимает голову и отворачивается от водопоя. Слегка похлопывая ушами, он издает глубокий, звучный гул.
Один за другим, остальные отвечают, их голоса накладываются друг на друга в звучном, инфразвуковом хоре, который шепчет по саванне. Этот квартет слонов передает четкое сообщение: пора двигаться дальше. Постепенно слоны двигаются, их массивные тела покачиваясь, когда они следуют за своим грохочущим вожаком к следующей остановке в своих ночных странствиях.
Впервые ученые из Стэнфордского университета и других институтов задокументировали, как самцы слонов используют гул «пошли» для сигнала о начале группового ухода от водопоя Мушара в национальном парке Этоша, Намибия. Вокализации инициируются наиболее социально интегрированными и часто наиболее доминирующими самцами в сплоченных социальных группах.
Результаты, подробно описанные в журнале открытого доступа PeerJ, удивительны, поскольку ранее считалось, что подобное поведение свойственно исключительно самкам слонов в семейных группах.
«Мы были поражены, обнаружив, что самцы слонов, которые, как правило, считаются имеющими слабые социальные связи, используют такую сложную голосовую координацию, чтобы вызвать действие», — сказала ведущий автор исследования Кейтлин О'Коннелл-Родвелл из Стэнфордского университета. «Эти крики показывают нам, что в их голосовой коммуникации происходит гораздо больше, чем было известно ранее».
О'Коннелл-Родвелл впервые записала гул самцов «let's go» в 2004 году, проводя полевые работы ночью, чтобы понять, как вокализации слонов распространяются по земле. «Я была так взволнована, когда мне удалось это записать», — вспоминает она. «Было волнительно осознавать, что эти самцы использовали сложную вокальную координацию, как и самки».
С 2005 по 2017 год команда собирала данные на водопое Мушара, в основном в засушливые сезоны. Они использовали высокотехнологичное записывающее оборудование, включая заглубленные микрофоны и видеокамеры ночного видения, чтобы зафиксировать инфразвуковые вокализации, неслышимые человеческим ухом, и поведение самцов слонов.
Исследователи проанализировали вокализации на предмет акустических свойств и закономерностей и использовали анализ социальных сетей , чтобы понять взаимоотношения и иерархию среди самцов, отметив, какие слоны инициировали урчание, как реагировали другие и последовательность событий, приводящих к скоординированным отходам.
Грохот «поехали», наблюдаемый у самцов слонов, имеет поразительное сходство с тем, что ранее регистрировалось у самок слонов. Фактически, О'Коннелл-Родвелл и ее команда предполагают, что самцы слонов, вероятно, учатся этому поведению, когда они молоды.
«Они выросли в семье, где все женщины-лидеры участвовали в этом ритуале», — сказала О'Коннелл-Родвелл. «Мы думаем, что по мере того, как они взрослеют и формируют свои собственные группы, они адаптируются и используют эти усвоенные модели поведения для координации с другими самцами».
В случае как самцов, так и самок слонов, за призывом инициатора следует гул следующей особи, причем каждый слон ждет, пока предыдущий призыв почти закончится, прежде чем добавить свой собственный голос. Это создает гармоничную, чередующуюся модель.
«Это очень синхронизировано и ритуализировано. Когда один повышает голос, другой понижает его, и у них есть это вокальное пространство, в котором они координируются», — объяснила она.
Это исследование является продолжением другого новаторского исследования, в котором с помощью искусственного интеллекта было установлено, что у диких слонов есть уникальные имена друг для друга, что указывает на использование существительных в их общении.
«В нашей статье мы показываем, что слоны используют глаголы в форме этого гула «пошли». Если они используют комбинации существительное-глагол вместе, это синтаксис. Это язык», — сказала О'Коннелл-Родвелл.
Помимо этих лингвистических открытий, исследование также показывает, что некоторые доминирующие самцы слонов играют важную роль в своих социальных группах, помогая поддерживать сплоченность и стабильность.
«Эти люди берут на себя роль наставников», — сказала О'Коннелл-Родвелл. «Они заботятся об этих молодых мальчишках, которые очень нуждаются в помощи и всегда хотят физического контакта. Старшие самцы готовы взять их под свое крыло, направлять их, делиться с ними ресурсами и разделять их эмоциональные взлеты и падения».
Она добавила, что в странах, где разрешена охота, следует проявлять осторожность и избегать охоты на старых самцов слонов, имеющих социальные связи, поскольку их изъятие может нарушить социальную сплоченность и структуры наставничества в популяциях слонов.
Исследование также показывает, что прочные социальные связи и взаимодействия имеют решающее значение для благополучия содержащихся в неволе и полуневоле самцов слонов, что подчеркивает необходимость создания среды, поддерживающей эти социальные структуры.
«Наши результаты не только подчеркивают сложность и богатство социальной жизни самцов слонов, — говорит О'Коннелл-Родвелл, — но и расширяют наше понимание того, как они используют вокализации в ритуалах и координации, и, по сути, приближают нас к идее слоновьего языка».