Россия и Европа. Повторенье – мать ученья…
Читаю сейчас роман Костылева «Иван Грозный», за который писателю дали Сталинскую премию. Хороший роман, проникновенный, с прекрасным погружением в материал и в эпоху, хотя жутко длинный и нудный.
Сильно заинтересовало описание Ливонских войн Иоанна Васильевича. Они практически слепок с того, что мы видим сейчас в нашей «дружбе» с западными партнерами. Схожесть наблюдается в деталях, притом такая, которая навевает на далеко не новую мысль о цикличности и повторяемости всего на свете.
Показаны зверства немцев и прочих европейцев, когда они вырезали целые деревни, страшно пытали всех, кто лояльно относился к Москве, после чего поднимали на всю Европу визг о страшной кровавости русских. Якобы просвещенная Европе всем миром боролась против «свирепых дикарей» с Востока, которые угрожали всем самым чистым и светлым принципам цивилизованного мира.
Прекрасно описано, как рыцари Ливонии относились к завоёванным латышам и эстам. Их держали куда ниже скотины, били, убивали нещадно. Как клопы высасывали завоеватели всю кровь из подвластных земель, чтобы тратить деньги в немецких и прочих европейских землях. Закатывали балы, пьянки в то время, как народ умирал от голода. На этом фоне даже строго феодальная система России выглядела просто пределом гуманизма и человечности, хотя тоже бояре и крестьян пороли, и грабили народ, но вопрос в масштабах - такого издевательства над людьми, как в Европе, не было в наших краях никогда.
Четко описана наша тактика и стратегия ведения войн. Долбить артиллерией, давить врага, пока шевелится. Потом заключать мир, брать территории под свое покровительство и вместо кровавой бани начинать раздачу подарков - отстраивать за счет казны города, возмещать ущерб, давать льготы разнообразные. Ничего это не напоминает?
Интересно, что все эти народы – эсты, латыши, которых «цивилизованные завоеватели» гнобили и убивали, и зажили они полноценно лишь под покровительством русского царя сегодня бьются в падучей по поводу «русской оккупации» и, закатив от счастья глаза, продолжают целовать своим палачам – немцам и прочим европейцам, их грязные ботинки.
Конечно, это где-то даже возмущает – почему мы так добры к тем, кто нас так ненавидит? С другой стороны – стратегия в историческом масштабе себя вполне оправдала. Россия стала самой большой империей мира, потом самой большой страной – СССР, и сейчас остается таковой и даже возвращает свое, несмотря на не имеющие в истории аналогов предательства восьмидесятых-девяностых.
Гуманизм к побежденным оправдывается не только с божеской, но и практической точки зрения. Хорошо расписано, как отважно воевали в войсках московского царя недавно покоренные татары, мордва, горцы. Ровно как сегодня честно давит фашистскую нечисть танками за Россию матушку башкир, бурят, чеченец.
Интересно, что в далеком шестнадцатом веке, как только мы стали заявлять о своих национальных интересах и о возврате исконно славянских земель, о соблюдении с тем же Ливонским Орденом ранее достигнутых договоров, которые те, как и Минские соглашения, просто нагло «забыли» и игнорировали, вся Европа тут же начала давить нас экономическими санкциями. Перекрывали торговые пути, запрещали экспорт военных технологий, фактически установили морскую блокаду, развив старое доброе каперство – корабли с товаром для России грабили. Еще интереснее, что было полно купцов, которые все делали для того, чтобы обойти санкции и продолжать торговлю, потому как она была кране выгодна. Государственные интересы для европейского купца – это, конечно, важно, но свой карман важнее.
Отлично описана идеологическая война и пропаганда. Несмотря на то, что царь Иван Грозный на фоне своих по макушку утонувших в крови сиятельных коллег смотрелся вполне безобидно, неустанно из каждого угла, в каждом храме в Европе шла пропаганда: «Кровавый тиран. Русские – это кровавые орды». В городах, которые мы осаждали или планировали осадить, разворачивалась оголтелая пропаганда: «Придут русские, каждому мужчине отрежут голову, каждую женщину изнасилуют, каждого ребёнка съедят».
Ну и релоканты. В Российской Державе, особенно в головах очень многих представителей правящих классов, просто бурлила масса дерьма. Те, кого отодвинули от кормушки, только и тусовались по тайным избам, обсуждая, как попирает все цивилизационные номы «проклятый тиран». И рассуждения какие-то очень знакомые: «Не нужна большая страна, не нужен выход к морю. Нам и так хорошо, в маленькой уютной России, где мы можем стричь купоны. Главное, чтобы с Европой отношения хорошие были. И чтобы мы, особенные люди, жили так же расслаблено и блистали на балах, как те же поляки и австрияки». Значительная часть боярской сволочи была подвержена таким идейкам. «Нет войне!» И только матерые и бесконечно преданные царю силовики – опричники и новые дворяне, спасли страну от развала и всяких «Болотных площадей».
И вся эта антирусская шушера толпой неистово ломилась на постоянное место жительства к врагам России. Там не сидела сложа руки, а толкала идейки об отсталости и вредности России и русского царя и о скорейшем решении вопроса с ними.
А наша власть, пока все это шло, занималась укреплением вертикали власти и оборонной промышленности – именно тогда Россия стала передовой в части артиллерии и прочих военных дел.
Аналогии просто потрясающие. То, что происходит сейчас, во взаимоотношениях с цивилизованным миром происходило давным-давно и будет происходить еще долго. Мы всегда будем для них объектом грабежа и страшной угрозой, в том числе мировоззренческой. Торговать с ними и глазеть на их памятники архитектуры мы можем. Примириться – никогда. Как только начинаем воспринимать их как друзей, а то и образец для подражания – всегда становимся на грань краха государства.
Так что идем мы правильной дорогой, завещанной нашими великими предками. И только на этом пути Россию ждет исполнение ее предназначения – спасения цивилизации от зверства и застоя…