Письма карабахских детей президенту РФ не спасли Арцах от этнических чисток. Фоторяд
100-тысячную статью нашего сайта мы посвящаем близкой и актуальной для всех нас теме — трагическому для Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах) сентябрю 2023 года, когда армяне Арцаха, тысячелетиями жившие на своей земле, грубой силой были изгнаны со своей Родины. Редакция https://russia-armenia.info/ всегда выступала в поддержку прав армян Нагорного Карабаха и продолжит это делать и в дальнейшем.
За несколько дней до широкомасштабного наступления азербайджанских вооружённых сил на осаждённый уже десятый месяц Арцах и этнических чисток древнего армянского края местные школьники написали письма президенту Российской Федерации В. В. Путину, который вместе с вводом в регион в 2020 году российского миротворческого контингента обещал мирному населению безопасную и спокойную жизнь. Но события развивались в совершенно ином ключе.
Невзирая на присутствие российских миротворцев, азербайджанская сторона, грубо нарушая трёхстороннее заявление от 9 ноября 2020 года, подвергала перманентному террору мирное население, убивая и похищая людей, угрожая целому народу расправой, если он покинет свою родину. Незаконное блокирование со стороны Азербайджана «дороги жизни» – Лачинского коридора, многомесячная осада 120-тысячного населения Арцаха, включая 30 тысяч детей, привела к голоду и другим экзистенциальным лишениям, стала причиной гибели детей, в том числе ещё не успевших появиться на свет, в утробе матери – из-за хронического недоедания беременных и отсутствия необходимых условий для ухода за ними, элементарного медицинского обслуживания.
«Конечно, и в древности брали крепости измором. Но римляне в эпоху гражданской доблести стыдились таких побед… Война войной, а голод – скверное, недостойное оружие», – отреагировал на ситуацию академик, поэт и переводчик Михаил Синельников.
В то время как дети умирали от голода, автоколонна с гуманитарной помощью из Армении не могла попасть в Арцах из-за незаконного азербайджанского КПП у въезда в заблокированный Лачинский коридор на мосту Хакари.
Международное сообщество, в частности, члены Совета безопасности ООН, могли остановить Азербайджан, не дать ему превратить голод в оружие, в инструмент для этнических чисток и геноцида. Но, увы, кроме слов осуждения и решений, которые постоянно и безнаказанно игнорировались со стороны азербайджанских властей, ничего конкретного против алиевского режима не было предпринято, и 120 000 арцахских армян должны были либо умереть с голоду, либо сдаться на милость кровожадному врагу.
Именно в эти дни трагического сентября 2023 года голодающие школьники Арцаха обратились с письмами к президенту Российской Федерации Владимиру Путину, рассказав, как они уже много месяцев живут в блокаде, терпя нечеловеческие лишения и страдания, и попросили главу российского государства помочь открыть Лачинский коридор, единственную дорогу, связывавшую НКР с Арменией и внешним миром. Свои переживания, тревоги, ожидания и просьбы учащиеся школ Степанакерта написали под тусклым светом свечи на обычных тетрадных листах, которые, кстати, также стали крайне дефицитными в осаждённом Арцахе.
«…Всё началось с того, что я увидела по телевизору, как Вы встретили в Кремле девочку из Дагестана, и с этого дня стала задумываться, что бы я рассказала, попав к Вам в Кремль, – написала ученица 4 «Б» класса степанакертской средней школы №3 им. А.С. Грибоедова. – Меня зовут Ангелина, мне восемь лет, и я мечтаю о мире и свободе, где у детей больше возможностей расти и развиваться, чем у нас – блокадников.
БЛОК – АДА – страшное слово… Мне оно было незнакомо до того дня, когда я не нашла любимых конфет. Мама сказала, что всему виной блокада. Это как будто ты застрял в лифте. Ты зовёшь на помощь, кричишь, но никто тебя не слышит…
«Хлеб – всему голова, лишь бы он не закончился», – говорит мама, а я-то вижу в её грустном взгляде, что хлеба скоро не будет. Но моя учительница, Милена Георгиевна, на уроке рассказала, что не хлебом единым жив человек, и я поняла – важнее всего свобода и независимость моей страны…
Владимир Владимирович, если Вы всё-таки прочитаете моё письмо, то, пожалуйста, помогите открыть дорогу жизни!»
«…С 12 декабря 2022 года мой Арцах находится в жестокой блокаде… – отмечала в своём письме ученица 11 класса той же школы. – …После 44-дневной войны 9 ноября 2020 года был подписан трёхсторонний документ с участием России, гарантирующий свободу и безопасность жителей Арцаха. Именно с этой целью к нам был отправлен миротворческий контингент. Контингент, которому мы поверили, приняли и на который мы возлагали большие надежды. В сложившейся ситуации мы высоко ценим присутствие в Арцахе российских миротворцев. Но гуманитарная катастрофа достигла такой степени жестокости и тотальности, что мы вынуждены обратиться лично к Вам, Владимир Владимирович, с просьбой поддержать нас. Ведь дружба между нашими народами всегда была, есть и очень надеемся, что будет и станет ещё крепче благодаря Вашим усилиям…»
«…Раньше я был уверен, что наш Арцах – это самое безопасное место на Земле, – писал семиклассник В.А. – Я часто встречался со своими друзьями, мы гуляли по городу, ели мороженое и общались. Сейчас же мы встречаемся лишь в очередях за хлебом. Однажды я стал свидетелем того, как один пожилой человек потерял сознание, стоя в очереди, и упал. Если честно, я испугался и подумал, что он умер. К нему подбежали люди, начали бить по щекам, поднесли воду, а когда он пришёл в себя, выяснилось, что он ничего не ел, потому что дома было мало еды, и он оставил её внукам. Когда я рассказал моему другу эту историю, он сказал, что во время урока их учительница тоже потеряла сознание... После этого случая я начал сильно переживать, когда моя мама ночью уходила за хлебом. Днём хлеба вообще не найти. Я часто укладываю младших братьев и сестру спать, а сам ложусь и не могу уснуть, жду, пока мама придёт и мысленно прошу Бога, чтобы она скорее вернулась. И не так важно уже, принесёт ли мама хлеб, простояв всю ночь в очереди, или нет, лишь бы с ней ничего плохого не случилось там…»
«…Как я провёл лето? Незабываемо: в очередях за хлебом, за талонами на кусок хлеба, – не без иронии писал ученик 3 класса Л. В. – Большие перемены сократились, школьный буфет не работает. Мама больше не кладет в рюкзак завтраки… Не знаю, сколько ещё продлится эта блокада, но она уже меня лишила счастливого беззаботного детства… В небе Степанакерта летают «голубые вертолеты». А где же волшебники?..»
Но, увы, чуда не происходило, и с каждым днём блокада всё больше обнажала свой хищный оскал, а голод обретал конкретные, суровые очертания.
«…Наша жизнь превратилась в пытку, – писала одна из школьниц. – Нет еды, средств гигиены, нет лекарств. Нет топлива для машин, не работает общественный транспорт… Дети голодные, не выпив с утра даже чашку сладкого чая, пешком добираются до школы… Но тяжело не только детям. Боль в глазах родителей видна издалека… Они забыли, что такое сон, ведь ночью они стоят в очередях за хлебом, который выдаётся по талонам, а утром идут на работу, по дороге пытаясь найти что-то съедобное для своей семьи…»
Да, дети с мамами по ночам стояли в очередях за хлебом, но далеко не всем доставались блокадные 200 граммов, так как не хватало муки, да и испечь хлеб порой было невозможно из-за веерных отключений электроэнергии.
«…Каждое утро просыпаюсь и вижу, что мамы дома нет, – писал ученик 5 класса степанакертской средней школы № 7 имени Егише Чаренца. – Она в очереди за хлебом. Много раз приходила домой без хлеба, потому что мало муки. Утром я пью только чай без сахара. В школу я иду пешком, потому что бензина нет и маршрутки не работают. Все дети очень похудели. Полки в магазинах пустые, нет никаких конфет… Я часто задаю себе вопрос: «Почему мы не можем жить так, как все дети на Земле?..»
«…Условия, в которых мы буквально выживаем, недопустимы в двадцать первом веке… – возмущалась ученица 11 класса степанакертской средней школы №3. – В то время как мои сверстники думают о своем светлом будущем, строят яркие планы, мы живём одним днём… Для любого современного человека условия, в которых мы живём, покажутся дикими… На малейшей точке земного шара, где живёт народ, в молитвах которого лишь мирная жизнь, происходят глобальные нарушения с точки зрения гуманизма: мы лишены возможности учиться, свободно передвигаться, питаться, лечиться и жить…»
«…Меня зовут Виктория, мне 11 лет, – писала ученица средней школы № 7. – Я живу в Степанакерте. Это лучший город на Земле. Здесь жили наши деды, прадеды. Они строили города, сажали деревья… У нас красивые церкви, монастыри.
В 2020 году была война. После войны мы вернулись домой. Дома были разрушены. Страшно и больно смотреть на разрушенные дома! Когда всё восстановили, думали, теперь точно будет Мир. Но Мир так и не наступил. Мы оказались в блокаде. Света нет, газа нет, магазины пустые. За хлебом очереди. Многие приходят в школу полуголодные, без завтрака.
Я очень хочу, чтобы мы жили как раньше, гуляли по городу, ездили на экскурсии, радовались жизни.
Я не хочу, чтобы снова разрушались наши города и сёла!
Я не хочу, чтобы наши мамы плакали!
Увы, мир так и не наступил на земле Арцаха.
Продолжавшуюся более девяти месяцев блокаду Нагорного Карабаха со стороны Азербайджана многие наблюдатели называли осадой, тактическим окружением. И они оказались совершенно правы. Конечной целью данной, по сути, военной операции, являлись геноцид и этнические чистки в маленьком христианском крае, где армяне жили и созидали на протяжении тысячелетий.
В условиях попустительства нынешнего аморфного международного сообщества диктаторский Азербайджан при непосредственной поддержке Турции и международного терроризма подавил посредством перманентной вооружённой агрессии и этнических чисток исконное право арцахских армян на самоопределение. Однако тем самым бакинский режим вопрос не решил, а ещё больше осложнил, оставив его грядущим поколениям.
Ашот Бегларян, писатель, публицист, заслуженный журналист НКР