«Как будто без штанов»: мусульманки отреагировали на запрет хиджабов в школах
Владимирский хиджаб...
Смотрю я на эту картинку и думаю.... Если взять, и резво провести референдум во Владимирской области, типа - Нужен в школе хиджаб/Не нужен в школе хиджаб. Вот какой результат у нас получится? Ответ на картинке.
Это такой "заглюк матрицы" - Большинство против хиджабов в школе будет, НО - нельзя ущемлять и нарушать конституционные права меньшинств....
Владимир не накинет платок
Областные власти не намерены отменять запрет на ношение хиджабов в школах
Правительство Владимирской области не будет отменять запрет на ношение в школах одежды, демонстрирующей «религиозную принадлежность», в том числе хиджабов. Во вторник депутат Госдумы от Чечни Адам Делимханов обрушился на местных чиновников с резкой критикой, назвав этот приказ «провокационным» и пообещав добиться его отмены. Но власти региона пока испытывают в связи с этим лишь «легкое удивление» и идти на попятную не собираются.
«Запрет хиджаба во Владимирской области — это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания. Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация»,— написал Адам Делимханов в своем Telegram-канале вечером во вторник. По его словам, 29 октября он по поручению главы Чечни Рамзана Кадырова встретился с депутатом Госдумы от Владимирской области Игорем Игошиным (оба представляют «Единую Россию») и обсудил сложившуюся ситуацию.
«Итогом встречи стало решение совместными усилиями добиться отмены провокационного приказа»,— сообщил чеченский депутат, добавив, что не испытывает сомнений на этот счет, и еще раз пообещав «в полной мере отстаивать права мусульман».
Напомним, речь идет о приказе министерства образования Владимирской области от 22 октября, согласно которому в положение о типовых требованиях к одежде обучающихся по программам начального, основного и среднего общего образования были внесены дополнения, запрещающие ношение в школах «одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность», в том числе хиджабов и никабов. Приказ вызвал острую реакцию со стороны мусульман. В частности, глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа, муфтий Чечни Салах Межиев расценил его как нарушение Конституции и назвал хиджаб важным элементом исламской культуры и традиций, «символизирующим уважение и благочестие» (см. “Ъ” от 30 октября).
Никаб — женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Хиджаб — одежда, покрывающая все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней. Большинство мусульман, в том числе российских, считают ношение хиджаба религиозной обязанностью женщин.
Получить комментарий Игоря Игошина “Ъ” не удалось: на момент подготовки материала его телефон был выключен. На вопросы в мессенджере парламентарий не ответил. В его аппарате “Ъ” сообщили, что комментировать ситуацию не будут. В пресс-службе правительства Владимирской области не ответили на вопрос “Ъ”, планирует ли министерство отменять свой приказ после заявления Адама Делимханова, но напомнили, что при принятии документа правительство «опиралось на опыт других регионов, а также на позицию Верховного суда» (в 2015 году он подтвердил правомерность подобных запретов в школах, сославшись на светский характер образования в РФ). По отношению к представителям «более 120 народностей и 16 конфессий», которые проживают в регионе, власти ведут «гармоничную политику», направленную на недопущение конфликтов на религиозной почве, добавили в пресс-службе.
Высокопоставленный источник, близкий к руководству области, заявил “Ъ”, что власти региона испытывают «легкое удивление» из-за возникшей ситуации. «Если кто-то считает, что нарушено его право,— пожалуйста, можно обратиться в суд. Мы же в правовом государстве живем»,— сказал собеседник.
По его словам, «небольшое и дружное» мусульманское сообщество Владимирской области недовольства по поводу приказа никак не выражало, «но почему-то люди извне (из-за пределов региона.— “Ъ”) пытаются обсуждать наши внутренние дела».
Источник “Ъ” также подчеркнул, что решение владимирского министерства образования далеко не прецедентное, поэтому идти на попятную власти не собираются: «Оно соответствует и Конституции РФ, и законодательству об образовании. Было бы странным отменять это решение на основании каких-то публичных заявлений».
Член Совета по правам человека при президенте Александр Брод тоже напомнил “Ъ”, что еще в 2015 году Верховный суд признал законными требования к внешнему виду школьников, которые были установлены в Мордовии. По его словам, Россия — светское государство и общеобразовательная школа в нем тоже является светской. А если кто-то придерживается строгих религиозных установок, то он может выбрать для своих детей специальное образовательное учреждение с религиозным уклоном, заключил правозащитник.
«Как будто без штанов»: мусульманки отреагировали на запрет хиджабов в школах
С квадроберами закончили, переключились на хиджабы. Запрет на покрытые головы мусульманок в школах набирает обороты. Последний громкий скандал разразился во Владимирской области. Замгубернатора региона прокомментировал запрет тем, что Россия является светским государством.
Жительница Салехарда Диля Тугушева рассказала о 15-летней сестре, которой школа вынесла предписание за ношение платка.
Диля Тугушева отправила запрос в администрацию президента с просьбой разъяснить, почему платки в учебных заведениях попали под запрет. Собеседница уточнила, что речь идет именно о платке, а не о хиджабе.
- Моя сестра учится в 9 классе. В платке она с 8 класса, - начала Диля Тугушева. - Раньше вопросов к ней не возникало, но предупреждали, что с этого учебного года к платкам начнут относиться строже, так как летом в школах приняли положение с соответствующими ограничениями касательно внешнего вида. С сентября пошли предупреждения о нарушениях, родителей вызывают на беседы. Мотив таких действий мне непонятен. К слову, даже МВД России разрешили фотографии в платке на паспорт.
- В школе учатся ещё мусульманки?
- Есть ещё две девочки, которые покрывают волосы. Насколько знаю, в Салехарде учащиеся нескольких школ столкнулись с подобной проблемой.
- Вашу сестру просят снять платок?
- Снимать платки не просят, но выдают бумаги о нарушении положения школы об одежде. После нескольких предупреждений вызывают родителей в школу на беседу, предлагают перейти на альтернативные методы обучения, которые семью не устраивают. Пока сестра ходит в школу.
- На своей страничке в соцсети вы опубликовали переписку с сестрой, где она рассказывала, что сотрудник школы фотографирует и записывает всех, кто не по форме одет?
- Да, записывают всех нарушителей, девочки в платках постоянно в этом списке. Ученицам в коротких юбках тоже высказываются претензии, но бумажки о нарушениях им не выдают.
- Вашей сестре может грозить отчисление?
- Не знаю. Я отправила заявление в Администрацию президента и его уполномоченным лицам. Родители шокированы, каким образом локальные правовые акты и федеральные указания могут противоречить Конституции РФ. Хотелось бы получить пояснения о секулярности государства, на которую так любят ссылаться противники платков в рамках Конституции и других федеральных законов. Согласно положениям, никто не может навязать носить платок или запретить его. Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Даже положение школьной формы или локальные приказы различных министерств не могут быть выше Конституции РФ. Но поскольку выписывающие запреты на платки руководствуются не логикой, а неизвестно чем, нам приходится обращаться в Администрацию Президента. Не знаю будет ли школа настаивать на домашнем обучении моей сестры, но я не считаю это не выход из ситуации.
- Вы отправляли запрос в Департамент образования. Ответ пришел?
- Претензия была написана через Администрацию президента. Мне официально написали, что ответят до 12 декабря 2024 года.
- Вы сами учились в той школе, носили платок. Замечания вам тогда делали?
- Я покрыла волосы в 9 классе. Три года спокойно отучилась. Никто ничего не говорил. Напротив, получала много поддержки и теплых слов со стороны коллектива школы и учеников. Кстати, сами учителя гимназии и сейчас относятся с пониманием к тому, что школьницы носят платки.
- Родители других школьников как реагируют на покрытые головы учащихся?
- Эта гимназия всегда отличалась гуманными и толерантными взглядами, поэтому травли нет ни со стороны учителей, ни со стороны учеников и их родителей. Напротив, многие из них недоумевают, чем может мешать обычный платок на голове. До этих событий моей сестре было комфортно там учиться. Знаю, что одна учительница, которую просили выдавать бумаги о нарушениях, не выдержала такой несправедливости по отношению к девочкам и уволилась по собственному желанию.
- Только школьники столкнулись с такой проблемой?
- Люди пишут в соцсетях, что в некоторых учреждениях ЯНАО сталкиваются с такой проблемой.
- Мусульманки снимали головной убор под давлением работодателя?
- Слышала, что не так много случаев случаев, когда девушки сняли платки под давлением. В основном находят альтернативу, потому что веление Всевышнего важнее. Те, кто вынужденно снимали платок, часто впадали в депрессию из-за внутренних противоречий. Я их прекрасно понимаю. Представьте, что вам сказали ходить на работу или учебу без юбки или штанов.
- Вы сами не сталкивались с негативом из-за платка?
- Нет. Напротив, однажды женщина в автобусе расхвалила меня и маму, мол, какие красивые девушки.
«За неисполнение – замечание, выговор, отчисление»
Мы ознакомились с официальным положением гимназии о требованиях к одежде обучающихся, несоблюдение которого является нарушением правила внутреннего распорядка.
Процитируем некоторые пункты.
1.2. Деловой стиль одежды является обязательным требованием к внешнему виду, устранением признаков социального, имущественного и религиозного различия между обучающимися.
1.4. Требование к стилю определяются органом управления гимназии, с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей.
В пункте 2.8 указывается, что обучающимся запрещается носить одежду с декоративными деталями в виде заплат, с порывами ткани, одежду с яркими надписями, изображениями и одежду бельевого стиля. Запрещены атрибуты одежды, закрывающих лицо, религиозная одежда и головные уборы в помещении.
В случае если одежда школьника не соответствуют внутреннему распорядку, классный руководитель должен известить о нарушении родителей ученика в течение учебного дня. Те в свою очередь обязаны «обеспечить приход в гимназию своего ребенка в соответствии с установленными требованиями».
30 сентября Диля Тугушева получила ответ от Департамента образования Ямало-Ненецкого Автономного округа на свое первое обращение к президенту РФ по вопросу нарушения права на получение образования сестры.
В объяснении указывается, что организациям, осуществляющим образовательную деятельность предоставлено право самим устанавливать требования к одежде обучающихся: «Учитывая светских характер российского образования, в числе таких требований может быть установлен запрет на использование предметов религиозной одежды».
Департамент ссылается, что «Верховный суд РФ неоднократно в своих актах указывал, что установление органами государственной власти субъектов РФ запрета на ношение некоторых элементов одежды, в частности головных уборов, не является нарушением права исповедовать любую религию, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения».
Начальник ведомства подчеркнула, что обучающиеся обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность: «За неисполнения и нарушений требований и правил к обучающемся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание, выговор, отчисление из организации (статья 43 Федерального закона от 20 декабря 2012 года)».
«Таким образом, реализация прямо предписанной государству обязанностей по соблюдению светского характера образования не могут толковаться как акт нарушения принципа свободы и вероисповедания», – говорится в заявлении.
Заметим, что в сентябре правительство РФ не поддержало законопроект, разрешающего школам и муниципалитетам вводить локальный запрет на ношение религиозной одежды в школах. По сообщению ТАСС, в документе говорится, что законопроекту требуется существенная доработка.
В соцсетях мусульманки высказали свое мнение, что запрет на ношение никаба имеет место быть, потому что этот атрибут одежды полностью закрывает лицо. А вот платок или хиджаб стоит оставить, так как он является обязательным предметом одежды женщины в исламе.
Автор: Ирина Бобровав
«Доходчиво объясним, что такое религиозные традиции». Делимханов пообещал вернуть религиозную одежду в школу
Адам Делимханов заявил, что добьется отмены приказа о запрете ношения хиджабов в школах Владимирской области. По словам парламентария, Рамзан Кадыров поручил ему обсудить этот вопрос с владимирским депутатом Игорем Игошиным. По итогам беседы Делимханов заявил, что религиозные традиции нельзя «бесцеремонно запрещать», а тем, кто этого не понимает, нужно «доходчиво объяснить».
Депутат Государственной думы от Чечни Адам Делимханов пообещал добиться отмены запрета на ношение хиджаба в школах Владимирской области. Об этом он написал в своем Telegram-канале по итогам встречи с депутатом от Владимирской области Игорем Игошиным.
«Если кому-то во Владимирской области непонятны эти простые истины, то мы доходчиво объясним, что такое религиозные традиции и почему их нельзя бесцеремонно запрещать!» — заявил Делимханов.
Он отметил, что встречался с Игошиным по поручению главы Чечни Рамзана Кадырова.
«Россия — многоконфессиональная страна, где религиозные ценности уважаются на самом высоком уровне. Наш Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал важность этих ценностей и обеспечивает свободу вероисповедания для всех», — говорится в посте Делимханова.
Политику главы государства парламентарий назвал «справедливой» и констатировал, что она дает возможность членам любых конфессий соблюдать свои традиции, что, в свою очередь, «укрепляет единство» российского общества.
Он указал, что важность соблюдения традиций еще больше растет в условиях, когда страна «противостоит беспрецедентному давлению со стороны Запада», а тысячи мусульман участвуют в СВО:
«Их вклад неоценим, а их права должны быть уважаемы внутри страны».
«Запрет хиджаба во Владимирской области — это грубое нарушение Конституции, которая гарантирует свободу вероисповедания. Прикрывать эту дискриминацию заботой о внешнем виде в образовательных учреждениях — абсолютная провокация», — заключил Делимханов.
Запрет и реакция
В октябре 2024 года министерство образования и молодежной политики Владимирской области дополнило приказ о требованиях к одежде школьников, запретив ношение на территории школ региона хиджабов, никабов и других элементов, которые указывают на религиозную принадлежность учеников. В колледжах ограничение носит рекомендательный характер, а в религиозных школах не действует совсем.
«Не допускается ношение в общеобразовательных организациях одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д.)», — говорится в приказе.
Вице-губернатор Владимирской области Владимир Куимов пояснил, что ограничения ввели из-за возникающих конфликтных ситуаций. По его словам, родители школьников жаловались в администрации школ. Кроме того, вопрос религиозной атрибутики часто поднимается в родительских чатах. Запрет на хиджабы профилактирует школьный буллинг, уверен Куимов.
Координационный центр мусульман (КЦМ) осудил решение владимирских властей, заявив, что оно нарушает закон о равенстве прав и свобод (ст. 136 УК РФ). Там выразили надежду на то, что запрет стал результатом «недостаточной проработки вопроса», а не «целенаправленными действиями» против приверженцев ислама.
В заявлении мусульманской организации подчеркивается, что исламская религия предписывает верующим закрывать все части тела, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, а хиджаб — это «не просто религиозный атрибут», а «символ чести и достоинства» мусульманки. В КЦМ назвали «несостоятельными» любые попытки говорить о национальной безопасности в контексте хиджабов в школах.
«Сколько девушек мусульманок в хиджабе в образовательных организациях совершали теракты, занимались скулшутингом? Зачастую именно девочки в хиджабе (в платках) отличаются примерным поведением, хорошей учебой и не занимаются деструктивными деяниями», — подытожили в КЦМ.
Вопрос прав человека
Глава Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев ранее заявлял, что запрет на ношение никаба не относится к сфере прав человека и должен быть решен в рамках общественной дискуссии.
«Вопрос не прав человека, а, скорее, развития общества, как общество к этому относится», — указал он.
Согласно опросу ВЦИОМ, 47% россиян терпимо относятся к «внешним проявлениям религиозной принадлежности», а 50% даже выступают против запрета хиджабов в школах.
Скандал на "России 1": Депутату Госдумы из-за позиции по хиджабам пошли звонки с угрозами
Из-за позиции по хиджабам депутат Государственной Думы Евгений Попов столкнулся с угрозами.
Депутат Государственной Думы Евгений Попов заявил об угрозах со стороны другого парламентария - Бийсултана Хамзаева.
Напомним, что ранее Бийсултан Хамзаев высказался по поводу введённого во Владимирской области постановления о запрете хиджабов в школах.
Он назвал местных чиновниками "идиотами", которые, мол, решили "противодействовать этой большой, важной и нужной политике".
Депутат Государственной Думы Евгений Попов в эфире телеканала "Россия 1" назвал Хамзаева "хайпожором".
Есть среди избранников народа, я не побоюсь этого слова, хайпожоры. Этот гражданин таким является, к сожалению, и работает на клики, работает на то, чтобы его сообщения и упоминания посмотрели в социальных сетях. Никакого отношения к решению дискуссионной проблемы это не имеет. Это кидает тень на парламент, на власть,
- заявил Иванов.
После этого ему стали поступать угрозы.
Звонил Хамзаев. Угрожал. Бывает,
- написал депутат в своём телеграм-канале.
Ситуацию прокомментировал политолог Иван Скориков. По его словам, не стоит так просто относиться к словам Хамзаева: "Бывает? Нет".
Хамзаев избран даже не по округу, а по спискам и отвечает только перед партией. Оправдаться, что за ним избиратели, не получится,
- считает эксперт. По его словам, партия должна поставить на место "борзого коллегу" либо выгнать его. Кроме того, считает Скориков, комиссия по этике Госдумы должна инициировать публичный разбор поведения депутата.