Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Ноябрь
2024

Со словами и без слов: как глухие артисты поют при помощи воображения

В фойе Театра мимики и жеста многолюдно, но наполовину тише, чем в театре обычном: отдельные шумы создают бегающие дети, восклицания и смех, а привычной звуковой взвеси из многочисленных разговоров, которая сразу окутывает на любом другом театральном пороге, здесь нет. Большинство посетителей ожидаемо общается на красивом жестовом языке, но в последние четыре дня сюда добавились и привычные слышащему человеку разговоры тех, кого, как и меня, заинтересовали спектакли фестиваля "Территория жеста". Однако мои иллюзии, что здесь кто-то чего-то не слышит, разбились на первом же увиденном представлении.

– Отключите, пожалуйста, звук ваших мобильных телефонов, прямо сейчас это сделайте. Отключите! – настойчиво просит со сцены на жестовом языке девушка, которую озвучивает сидящий внизу диктор с микрофоном и, приложив руки козырьком ко лбу, строго оглядывает зал. – Во-вторых, если вы с детьми и они будут капризничать, выведите ребёнка из зала и успокойте. В-третьих – и это очень важно – не болтайте во время спектакля! Вы мешаете другим зрителям и актёрам.

В течение этой беспощадной преамбулы моё недоумение растёт как на дрожжах: всё перечисленное, казалось бы, не должно беспокоить глухих людей. Но ни в одном обычном театре я не слышала эти просьбы с такой степенью настойчивости. Пока зрители собираются, они действительно всё время болтают: их руки так и летают в воздухе, наполняя зал тихим трепетанием, будто ты оказался на поляне с тысячами бабочек.

– Лет в десять-одиннадцать я катался на санках, простудился, заболел, думали – умру, но я выздоровел, только сильно оглох. И глухота не проходила, она очень мучила меня, – рассказывает со сцены мальчик – юный Циолковский в спектакле "Грёзы о земле и небе", который привезли на фестиваль из Калуги. 

Сцена из спектакля "Грёзы о земле и небе".

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Слова мальчика-одуванчика озвучивает диктор с микрофоном, который сидит у края сцены. Эти слова и жесты, которыми они нарисованы в воздухе, – единственное свидетельство того, что спектакль поставлен глухими артистами. Причём спектакль этот – музыкальный. Не слышащие музыку актёры танцуют точно так же, как любой, кто слышит музыку, – и так гармонично, что начинаешь подозревать, будто в спектакль глухих коварно пристроили слышащих артистов, чтобы добыть нечестным путём победу на фестивале.

– Они воспринимают музыку при помощи счёта, – поясняет мне режиссёр спектакля Денис Морозов. – А песни отличают по ритмическому рисунку. Они поют через воображение, музыку именно чувствуют.

Жестовое пение – это в прямом смысле танец слов: актёры рисуют слова руками в воздухе. Особенно сильное впечатление это производит, когда они поют хором и при этом танцуют – в спектакле калужской труппы много таких номеров. Пение, которое льётся с записи, наверное, больше нужно слышащим зрителям вроде меня. Если бы его не было, люди в зале пытались бы пританцовывать точно так же – так сильна его энергетика.

Режиссёр и хореограф Юлия Чекмасова, которая помогает глухим и слабослышащим артистам ставить музыкальные номера и судит конкурс фестиваля, рассказывает, что глухие актёры для неё ничем не отличаются от слышащих.

– Это профессионалы с, возможно, ещё более глубоким пониманием пластической выразительности тела, – говорит Юлия. – То, чего мы в течение пяти лет пытаемся добиваться на обычных актёрских факультетах, здесь схватывается сразу. Слово и пластика здесь тождественны.

Если бы до этого я не видела музыкальный спектакль из Калуги, то, возможно, отнеслась бы к этим словам скептически. Но теперь и информация о том, что слабослышащие артисты ставят гораздо больше музыкально-драматических, чем пантомимных спектаклей, меня почти не удивляет.

– Удивительное владение чувством ритма, даже у тотально глухих, и это поражает, – говорит Юлия и устремляется в зрительный зал – смотреть и оценивать следующий спектакль.

Сцена из спектакля "Про тебя".

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Когда для коммуникации нет опоры в звуке, по максимуму используются другие выразительные средства. Отсюда та острота эмоций, которую транслируют со сцены глухие артисты. Их пантомимные спектакли построены на очень сильных переживаниях, в которых слово исчезает в музыке. Ловишь себя на новом ощущении отказа словесно интерпретировать то, что видишь, потому что слов будет недостаточно или они будут неточны. Именно таким был спектакль "Про тебя" одноимённого московского театра-мастерской. Вот герои кричат без звука и надевают чёрные маски, и этот крик пугает куда больше, чем если бы он звучал. 

Скульптурная осязаемость, которой наделяет слова жестовый язык, придаёт спектаклям глухих артистов какое-то новое, третье, измерение. У музыки будто тоже "нарастает" какой-то новый, вещественный слой. Я ушла из театра с ощущением, что по какому-то недоразумению названные инклюзивными спектакли нужны слышащим, возможно, даже больше, чем тем, кто чего-то не слышит. 

"Когда я снимаю слуховой аппарат, то начинается чёрно-белое кино, – задумчиво говорит Денис Морозов. – А когда опять надеваю, то всё становится цветным". Странно, но цветным этот мир для кого-то способны сделать и те, кто его совсем не слышит.

Прямая речь

Роберт Фомин, директор Театра мимики и жеста:

Директор Театра мимики и жеста Роберт Фомин.

пресс-служба Театра мимики и жеста

Фото:

Международный театральный фестиваль "Территория жеста" проходит с 2017 года. Всё началось с того, что однажды президент Всероссийского общества глухих (ВОГ) попросил Владимира Путина помочь нашему театру выжить и развиваться. Театр мимики и жеста был обузой для ВОГ, в подчинении у которого мы находимся: у него есть отделения во всех регионах России и везде глухим нужна помощь, так что часто не до искусства. Путин собрал круглый стол, где и придумали проводить такой театральный фестиваль. На первый же фестиваль приехали иностранцы, включая американцев. Во время ковида смотр временно проводился только среди театров России. А в этом году к нам снова приехали иностранные гости – мы очень долго вели с ними переговоры и до последнего не знали, приедут ли они. В итоге у нас, кроме гостей из Белоруссии и Армении, спектакли из Италии и Швейцарии, а также арабские гости, которые спектакль пока только планируют, но очень заинтересованы в обмене опытом. В среднем на фестиваль приезжает около 150 гостей или 15 коллективов. 

Наш театр тоже иногда ездит, мы участвуем в фестивалях обычных театров: недавно были в Ростове, на фестивале "Русская комедия", получили Гран-при на общероссийском онлайн-фестивале. 

У нас работают профессиональные актёры, которые учились в Государственной специализированной академии искусств. Любителей мы не принимаем, у нас только профессионалы. Сейчас в театре служит 25 штатных актёров.

В регионах подобных нашему театров нет, мы единственный в России профессиональный театр глухих: везде есть только дома культуры, кружки. Думаю, в регионах такие театры тоже очень нужны. Но в одиночку ВОГ не в состоянии вытянуть эту нагрузку. Вероятно, в регионах театры для глухих могли бы существовать при поддержке на уровне региональных властей, при помощи грантовой системы. Мы могли бы приезжать, помогать, проводить мастер-классы.

Итоги VII Международного фестиваля театрального искусства "Территория жеста"

"Лучшее художественное оформление спектакля" – Театр-мастерская "ПРОТЕБЯ", г. Москва (Россия), пластический спектакль "ПроТебя", режиссёр-постановщик – Денис Малахов "Лучший актёр-диктор" – Светлана Горобченко – Театр неслышащих актёров "Недослов", г. Москва (Россия), документальный спектакль "Письмо без марки", режиссёр-постановщик – Дарья Катиди "Лучшая режиссёрская работа" – Сальваторе Триоло, спектакль "Разрушенная жизнь", компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия) "Лучшая мужская роль второго плана" – Заводовский Валерий, Театр неслышащих актёров "Недослов", г. Москва (Россия), документальный спектакль "Письмо без марки", режиссёр-постановщик – Дарья Катиди "Лучшая женская роль второго плана" – Яна Бородина, муниципальный театр жеста "Индиго", г. Томск (Россия), драматический спектакль "Провинциальные анекдоты", режиссёр-постановщик – Алексей Раев "Лучшая мужская роль" – Роберт Цатурян, Театр пантомимы глухих "Овасис", г. Ереван (Армения), пластический спектакль "Шинель",  "Лучшая женская роль" – Люция Рамона Оприс, Грация Амас, Компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия), спектакль "Разрушенная жизнь", режиссёр Сальваторе Триоло "Лучший кукольный спектакль" – ГБУК КК "Краснодарский краевой театр кукол", г. Краснодар (Россия), кукольный спектакль "Мойдодыр", режиссёр-постановщик – Никита Шмитько "Лучший пластический спектакль" – Театр пантомимы глухих "Овасис", г. Ереван (Армения), пластический спектакль "Шинель", режиссёр-постановщик – Роберт Цатурян "Лучший музыкальный спектакль" – Инклюзивная творческая лаборатория "Инновационный культурный центр", Творческий коллектив "Космическая молодёжь", г. Калуга (Россия), музыкальный спектакль "Грёзы о земле и небе", режиссёр-сценарист – Пахомова Анастасия, режиссёр-постановщик – Денис Морозов "Лучший драматический спектакль" – спектакль "Разрушенная жизнь", Компания "Тэатрале Сэнца Пароле", Милан (Италия), режиссёр Сальваторе Триоло "Лучший театральный коллектив" – Компания "Эдэльвейс", Женева (Швейцария) 




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Александр Зверев

Australian Open. 12 января. Турнир начнут Котов, Зверев, Рууд, Мирра Андреева, Павлюченкова, Потапова, Блинкова, Соболенко






Гороскоп на 13 января 2025 года для всех знаков Зодиака

Доктор Мясников назвал болезни, которые не нужно лечить

Источник 360.ru: а юго-востоке Москвы три человека получили травмы из-за ДТП

Праздники кончились: мошенники «помогают» россиянам вернуться к работе