«Рост экономики продолжается». Чего на самом деле хочет Центробанк, устроит ли это россиян?
Глава Центрального банка России Эльвира Набиуллина представляет депутатам Госдумы РФ доклад «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов».
Рост экономики продолжается
В 2024 году экономический рост сохраняется в большинстве отраслей, подчеркнула в своем выступлении руководитель ЦБ РФ.
«Наша политика направлена на сдерживание роста цен. Но при этом инфляция остается высокой уже четвертый год подряд», — отметила Эльвира Набиуллина.
По словам главы ЦБ, для оценки денежно-кредитной политики важно видеть все особенности экономической ситуации.
«С 2022 года значительный импульс получили важнейшие отрасли, в первую очередь машиностроение. В этом году рост продолжается в большинстве отраслей. Да, он неравномерен по отраслям, что отражает структурную трансформацию экономики, но он продолжается. С другой стороны, рост цен на подавляющую часть товаров и услуг говорит о том, что спрос заметно опережает скорость, с которой расширяются производственные мощности, производственные возможности экономики, ее потенциал», — отметила она.
Председатель ЦБ подчеркнула, что Россия впервые находится в ситуации, когда задействованы все ресурсы экономики.
«И такой низкой безработицы — 2,4 % — у нас не было никогда. Мало найдется стран, где она когда‑нибудь столь сильно опускалась. Мы внимательно отслеживаем ситуацию в реальном секторе и по нашим опросам видим, что 73 % предприятий испытывают нехватку кадров. Да, доступность кредита также снижалась в последнее время, но вплоть до октября значительно уступала дефициту кадров как главному фактору, сдерживающему производство», — указала Эльвира Набиуллина.
Председатель Центробанка также обратила внимание на то, что многие сравнивают нынешнее повышение ставки с тем, что было в 2014–2015 годах и в 2022 году, но это абсолютно разные ситуации. «Высокая ключевая ставка сейчас имеет совсем другую природу, чем предыдущие эпизоды повышения ставки в 2014–2022 году. Тогда мы реагировали на внешние шоки. Нужно было не дать раскрутиться инфляции, справиться с «набегом» на банки, удержать финансовую стабильность в условиях санкций», — отметила глава ЦБ РФ.
Позиции профильных комитетов
По словам Председателя Комитета по финансовому рынку Анатолия Аксакова, действия ЦБ РФ по повышению ключевой ставки «неприятные, но вынужденные, чтобы изменить инфляционные процессы и взять инфляцию под контроль».
Но изменение ключевой ставки — не единственный инструмент влияния на инфляцию, считает он.
«Мы дали Центробанку большие полномочия по макропруденциальному регулированию», — напомнил парламентарий.
Но в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы такие меры используются недостаточно, указал Председатель Комитета по финансовому рынку.
Председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров сказал, что «переход Запада к политике санкций заставил нас понять, что рассчитывать мы можем только на самих себя».
«Именно поэтому Президент уже неоднократно говорил, что наше важнейшее достижение, которым нельзя рисковать, — это сохранение макроэкономической стабильности, — сказал он. — Конечно же, мы не можем рисковать и финансовой стабильностью, не можем мы рисковать и состоянием банковской системы. Хочу напомнить также слова Президента на экономическом совещании 24 августа, перед самым внесением бюджета в Государственную Думу. Он сказал: обращаю внимание и Правительства, и Банка России [на то, что] нужно повысить эффективность скоординированных действий по снижению инфляции».
По словам парламентария, сегодня главная задача — это скоординированные действия всех структур, «потому что инфляция — это налог на бедных. В этой ситуации повышение ключевой ставки Центрального Банка — строго говоря, это естественная реакция, когда регулятор обязан делать это в ответ на инфляционные риски».
При этом он заметил, что если «у Правительства задача — подстегнуть развитие экономики, выполнение социальных обязательств, то у Центрального банка задача — чтобы при обеспечении экономического роста страна не свалилась в гиперинфляцию».
Центральный банк на протяжении последних лет проводил взвешенную, грамотную, уверенную политику, отметил в свою очередь Председатель Комитета по экономической политике Максим Топилин в ходе заслушивания основных направлений денежно-кредитной политики Банка России на 2025–2027 годы.
Несмотря на санкции Запада, «мы сохранили рыночную экономику, ее основы», подчеркнул депутат.
«Именно в этой связи мы сегодня имеем очень положительные результаты — практически выше, чем во всех странах, которые сегодня являются нашими противниками: более 4 % роста ВВП. Да, темпы снижаются, но если не говорить о высокой инфляции, все показатели в порядке», — указал парламентарий.
Снижение инфляции — это главная цель: именно ее высокие показатели являются риском для экономики.
Председатель Комитета также указал на важность повышения производительности труда.
«Если нам удастся ее увеличить хотя бы на 10 %, то это потенциал 5–7 млн дополнительных рабочих рук. Это реальный показатель», — убежден Максим Топилин.
По его мнению, при доработке государственных программ показатели роста производительности труда должны быть учтены.