Юлия Дмитриева: «Методики я проверяю на себе»
Окончание, начало здесь
В жизни Юлии Дмитриевой случился крутой поворот. Она изучала физику твердого тела, а стала кандидатом психологических наук. Оказывается, связь между физикой и психологией значительна, хотя и не очень заметна с первого взгляда. Мы беседуем о типах личности и их ресурсах, о креативности, стрессоустойчивости и пользе от «Гарри Поттера».
Справка «АН»:
Юлия Александровна Дмитриева, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология управления и служебной деятельности», старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ЮУрГУ. В 2008 году окончила ЧелГУ, получив диплом бакалавра по направлению «Физика». В 2010 году окончила магистратуру ЮУрГУ по направлению «Психология инновационной деятельности». Победитель конкурса на получение стипендии правительства РФ в 2013–2014 гг. Руководитель гранта РНФ «Прогноз эффективности студентов в проектной деятельности: математическое моделирование психологических ресурсов» (2023–2024 гг.). Автор более 90 научных публикаций, в числе которых статьи, размещенные в международных высокорейтинговых журналах.
Стрессоры для студентов
— Есть запрос на альянс математики и психологии?
— Да, это очень актуально сейчас в сфере цифровой индустрии. Набирает обороты и киберпсихология. Аспекты поведения человека в интернет-пространстве — тема интересная, но меня больше увлекает использование численных методов, программирования, нейросетевых технологий для объяснения психологических феноменов и их прогнозирования. Такой инструментарий открывает большие возможности для психологии. С этим связана и моя преподавательская деятельность — дисциплина «Математические методы в психологии». И грант был получен по схожей тематике — «Прогноз эффективности студентов в проектной деятельности: математическое моделирование психологических ресурсов».
В процессе обучения в университете проекты реализуются на разных уровнях. Очевидно, что не все студенты одинаково успешно с такой деятельностью справляются: что сложно и неинтересно для одних, легко и увлекательно для других. И это зависит не только от внешних условий, которые преподаватель может скорректировать, но и от психологических ресурсов. В рамках гранта группа ученых под моим руководством, исходя из психологических характеристик студентов, прогнозирует уровень их эффективности в проектной деятельности. А еще мы смотрим, как человек себя чувствует в различных стрессовых ситуациях...
— Пугаете студентов?
— Да нет (смеется). Стрессоров и без этого хватает. Например, публичное выступление, оно, в принципе, для большинства людей стрессогенное, как ни крути, даже когда студенту в рамках курса доклад на простую тему надо защитить. Казалось бы, от этого будет зависеть только оценка. И все равно у некоторых это вызывает стрессовую реакцию.
— И как вы ее фиксируете?
— Есть специальный прибор — «Активациометр 9К». Он измеряет активацию полушарий головного мозга. На самом деле происходит фиксация кожно-гальванической реакции. То есть студенту достаточно просто положить ладони на прибор, чтобы пройти экспресс-диагностику. Так и определяем, как в данный момент человек себя чувствует. На исследование все охотно соглашаются, особенно студенты технических специальностей, которые вообще любят приборы. Они им больше доверяют.
— Много стрессоустойчивых студентов?
— Есть всякие. В рамках исследования выявляем группы с высоким уровнем стрессоустойчивости, а также определяем, какие ресурсы нужно развивать студентам, чтобы снизить стрессовую нагрузку во время, к примеру, того же публичного выступления.
На самом деле, у каждого студента свои стресс-факторы на разных этапах проектной деятельности. К примеру, когда на начальных этапах даешь право выбора тематики проекта, для многих такая ситуация неопределенности тоже стрессовая. Казалось бы, радуйся, когда есть выбор. Но для них предпочтительнее получить конкретное задание, где все подробно прописано без права самостоятельного выбора. То, что для одних хорошо, для других может быть стрессогенным фактором.
На основе наших исследований можно проводить дифференциацию и подбирать команды наиболее ресурсных студентов на определенных этапах проектной деятельности. Можно найти студента, который представит проект хорошо и с удовольствием. Кроме того, исследования могут способствовать проведению индивидуальных психологических консультаций и раскрытию потенциала. А еще — наши результаты могут служить подсказкой при выработке индивидуального стиля деятельности и прогнозировании уровня эффективности.
«Волшебные» ресурсы
— Если прогноз неблагоприятный, вы скажете человеку об этом?
— Мы сделаем акцент на том, какие качества можно и нужно студенту развивать, чтобы успешно справляться с поставленными задачами, чувствовать себя уверенно и комфортно. Ребята признаются, что было интересно принимать участие в исследовании, и благодарны за рекомендации.
— Для вас какая деятельность стрессовая?
— Наверное — тоже публичное выступление. И интервью (смеется). Преодолеваю.
— А самодиагностикой вы занимаетесь в рамках исследований?
— Конечно! Хотя, скорее, не в рамках исследований, а на этапе их планирования. Все методики я проверяю на себе. Между тем наши методики и прибор позволяют измерять не только стресс в ходе проектной деятельности. Мы с коллегой Светланой Коробовой, к примеру, занимаемся изучением воздействия на личность культовых фильмов. В частности, выясняли, как влияет «Гарри Поттер». Этот фильм активизирует ресурсы человека.
— Волшебные?
— Ну и такие, наверное (смеется). Хорошие, ценные ресурсы. Мы изучали особенности восприятия и оценки положительных и отрицательных персонажей, исследовали, в чем их притягательность для зрителей.
Вообще в лаборатории «Психология и психофизиология стрессоустойчивости и креативности» ведется много исследований по разным направлениям. Один из грантов, который реализуется совместно с Институтом психологии РАН, посвящен определению универсальных факторов креативности с помощью нейросетей. Задача — разработать платформу, сайт с возможностью прохождения проективной диагностики для любого желающего, а обработка данных будет реализована с помощью искусственного интеллекта.
Для диагностики творческого мышления есть достаточно известный в мировом сообществе тест креативности Торренса. Его образная часть представляет собой серию различных стимулов, на основе которых надо придумать свою идею и реализовать ее. Мы провели масштабное исследование по диагностике креативности на разных возрастных группах — выборка более 3000 человек, начиная с дошкольников. Наши московские коллеги создают нейросеть, которая бы обрабатывала этот материал с такой же точностью, как и психолог. То есть нейросеть обучается на основании результатов нашей обработки данных. В перспективе станет возможным создание онлайн-сервиса, с помощью которого каждый сможет пройти тестирование и получить качественные результаты.
«Вы — гений»
— С гениями доводилось сталкиваться в процессе исследований?
— Могу сказать, что очень много талантливых студентов, причем на разных направлениях обучения. Обращает на себя внимание другой нюанс, с которым мы столкнулись. Креативные ресурсы не всегда востребованы самим человеком. Идет отрицание факта собственной креативности. К слову, мы с этим сталкивались и когда инноватикой занимались. Не всегда у нас приветствуются инновационные решения. «Все ведь и так хорошо много лет работает, зачем что-то менять».
— Но гению-то вы скажете, что он гений?
— Скажем. Результаты исследований мы всегда озвучиваем. Многие действительно не ожидают от себя высокого уровня креативности… Удивляются. «Думал, я такой, как все, и всегда писал в анкетах — среднестатистический студент».
— А свой уровень креативности вы измерили?
— Безусловно! Но я это делала несколько лет назад, когда только пришла в психологию. Сейчас уже не имеет смысла, потому что знаю, как работают методики.
— Вы тогда остались довольны результатами?
— Да, по крайней мере сил хватает, чтобы научные статьи писать, придумывать и реализовывать проекты. Знать свои психологические ресурсы, думаю, полезно в любой профессии, в любой деятельности. Можно достичь максимальной эффективности и одновременно сохранить свои силы. И в этом мы готовы всем помочь.