Война в Испании – борьба за ресурсы
Франкисты вступают в захваченный Бильбао 19-20 июня 1937 года
В Гражданской войне в Испании в 1936-1938 годах моё внимание всегда привлекала некоторая беспричинность как самой войны, так и вмешательства в неё Германии и Италии. Если помощь со стороны СССР ещё объяснима революционной идеологией, то вот с помощниками франкистов всё не так очевидно. Разумеется, можно найти какие-то объяснения, вроде того, что Бенито Муссолини старался, чтобы Итальянское королевство приросло Испанией, то вот с Гитлером ясности ещё меньше. Обычно утверждается, что война в Испании рассматривалась как полигон для испытания новой боевой техники и наработки военного опыта.
Однако изучение экономической подоплёки показывает, что эта причина была не только не единственной, но и даже не главной в решении Гитлера вмешаться в гражданскую войну в Испании на стороне националистов во главе с генералом Франсиско Франко. Причём довольно быстро. Сам путч начался 16 июля 1936 года, а уже 26 июля 1936 года при Рейхсминистерстве авиации, то есть ведомстве Германа Геринга, был создан Sonderstab W, при котором были образованы авиационная и морская группы, а уже 28 июля 1936 в Испанию перелетели итальянские SM-81 и немецкие Ju-52. Вообще, интересная поспешность, ставящая вопрос о причинах заинтересованности в этом конфликте.
Что имелось в Испании?
Ещё в 1962 году в ГДР была издана работа доктора Мариона Эйнхорна «Экономическая подоплёка немецко-фашистской интервенции в Испанию 1936-1939», в которой было собрано немало интересных сведений, которые рисуют войну в Испании совсем в другом свете.
Карта основных полезных ископаемых Испании
В Испании были, как говорили немцы, важные военно-значимые ресурсы. Среди них ртуть. Испанская добыча покрывала 40-50 % мировой потребности в ртути, которая отчасти шла на производство фульмигата ртути, использующегося в капсюлях, – 1227 тонн перед началом войны. Второй важнейший ресурс Испании – серный колчедан, испанская добыча которого покрывала порядка 50 % мировой потребности в нём. Серный колчедан использовался для производства серной кислоты, без которой нельзя сделать порох и взрывчатку. Этого минерала добывалось в Испании 2,1 млн тонн.
Наконец, третий важнейший ресурс – железная руда. Добыча до начала войны 2,7 млн тонн, из которых 1,3 млн тонн или 48 % экспортировалось в Германию. Одновременно много испанской железной руды, порядка 1 млн тонн, экспортировалось в Великобританию. Это составляло примерно 30 % британского импорта железной руды. Да и вообще, многие месторождения полезных ископаемых в Испании разрабатывались британскими компаниями, в том числе железной руды, серного колчедана, меди.
В свете подобных обстоятельств все обычные принадлежности войны в Испании, вроде левацкого антуража, отходят на второй план, тогда как на первом плане, в качестве привода войны, оказывается борьба за важные ресурсы.
От битвы за столицу к битве за железную руду
Путч националистов начался с испанского Марокко, в котором была крупная добыча железной руды. Под испанским протекторатом в Марокко в то время были две небольшие территории, с севера и юга прилегающие к французским владениям в Марокко. Северная часть протектората прилегала непосредственно к Гибралтару. В этой части в 1935 году добывалось порядка 900 тысяч тонн железной руды. Для Франко это было источником средств для ведения войны. Он распорядился продавать руду за наличную валюту со скидкой 40 %, чтобы финансировать свои военные расходы.
В августе 1936 года франкисты захватили юго-западную провинцию Уэльва, в которой были крупные месторождения меди и серного колчедана. Медь уже в октябре 1936 года пошла на экспорт в Германию.
В этот момент Франко образовал своё правительство и начал подготовку к первому наступлению на Мадрид. Фракисты смогли существенно улучшить своё положение, в частности, пробить коридор вдоль границы с Португалией, соединяющий южную и центральную части Испании, ими контролировавшиеся. Но наступление на Мадрид в ноябре 1936 года провалилось. Потом было ещё три попытки взять столицу, затем была Гвадалахарская битва в марте 1937 года, когда испанские националисты и итальянцы пытались окружить Мадрид, но тоже неудачная.
Танкисты легиона «Кондор»
Вот после этого война приняла выраженный военно-экономический характер сражений за ресурсы. В марте 1937 года генерал Кейпо де Льяно-и-Сиерра вёл наступление на города Пособланко и Альмаден. Они располагались рядом, но в разных провинциях. Первый в провинции Кордова, второй в провинции Сьюдад-Реаль, и там находились месторождения киновари, из которой получали ртуть. Взять эти города и добычу ртути франкистам не удалось.
В конце марта 1937 года Франко решает начать наступление на Бискайю и Астурию – крупные индустриальные центры, из которых наибольшее значение имела Бискайя, с её железными рудниками и Бильбао, имевшим крупный порт. Отсюда железная руда отгружалась на экспорт.
Бильбао в те годы порт не столько морской, сколько речной. Суда грузились железной рудой прямо у набережной, а краны работали впритык к домам
Командование армии Бискайи собиралось Бильбао защитить, для чего в конце 1936 – начале 1937 года сооружался «Cinturón de Hierro» или «Железный пояс» – линия укреплений протяжённостью около 80 км, на которой было сооружено 180 бетонных бункеров. К моменту начала боёв линия, предназначенная для 70 тысяч солдат, была достроена примерно на треть, особенно слабыми были фланги, и для обороны линии было выделено всего лишь 30 тысяч человек. Войска басков оказали франкистам ожесточённое сопротивление. Операция по захвату Бискайи началась в конце марта 1937 года, а штурм оборонительной линии начался 11 июня 1937 года. На следующий день франкистам удалось прорвать линию обороны, и после ряда боёв 19 июня франкисты вступили в Бильбао.
Разрушений в Бильбао тоже было порядочно
Всё это время баски сражались, прикрывая добычу железной руды и вывоз её в Великобританию. Ежемесячные отгрузки руды в конце 1936 года составляли около 50 тысяч тонн, а весной 1937 года достигли 100 тысяч тонн. Вывоз был лихорадочным, несмотря на господство в воздухе франкистской авиации и атаки судов. На рудниках было захвачено 300 тысяч тонн добытой, но не вывезенной железной руды.
Баланс войны
После захвата Бильбао Франко подписал с Германией торговый договор на поставку военных материалов в кредит под 4 % годовых, который оплачивался поставками сырья. В 1937 году в Германию было поставлено 1620 тысяч тонн железной руды, 956 тысяч тонн серного колчедана, 7 тысяч тонн медной и вольфрамовой руды.
В 1938 году всего из Испании и испанского Марокко в Германию было поставлено 3 млн тонн железной руды.
Ради вооружений Франко вынужден был сделать целый ряд уступок немцам, в частности, передал им доли в капитале ряда горнодобывающих предприятий, а также позволил сооружать военные объекты. Немцы строили военные гавани в Бильбао, Эль Ферроль, Виго, в испанском Гибралтаре, Кадисе и Малаге, а также много военных аэродромов. Это всё предназначалось, очевидно, для последующей войны с Францией, но так и не было использовано немцами в силу нейтралитета Испании в войне.
В общем итоге, Германия получила почти неограниченный доступ к испанской железной руде и до начала Второй мировой войны ввезла весьма значительное её количество: в 1937-1938 годах 4,6 млн тонн, что соответствует примерно 2,6 млн тонн железа, а всего до начала войны порядка 5 млн тонн.
Италия получила контроль над испанской добычей киновари в Альмадене. Вместе с Идрией в Словении, оккупированной итальянцами в 1918 году, Италия контролировала порядка 85 % мировой добычи ртути.
Однако финансовый баланс участия в войне в Испании оказался для Германии отрицательным. Всего немецкие расходы на войну составили порядка 500 млн рейхсмарок, в том числе 190 млн рейхсмарок израсходовал легион «Кондор» (в том числе 6,2 млн стоило вооружение, 44,1 млн – боеприпасы, и 111 млн – самолёты, автомобили и другая техника).
Геринг проводит смотр легиона «Кондор»
Франко выплатил Германии за вооружение и военные материалы 62 млн рейхсмарок, в том числе 19 млн в валюте, 26 млн железной рудой и остальными поставками.
Так что немцы в войне в Испании потратили заметно больше, чем получили.
Хотя стоит отметить, что по результатам войны в Испании был нанесён серьёзный ущерб снабжению стратегическим сырьем Великобритании и Франции, особенно по части железной руды, серного колчедана, меди и ртути. Для Германии это была первая серьёзная схватка за обладание стратегическим сырьем.