Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Январь
2025

Исламистская угроза для Западной Африки и интересы НАТО

Западная Африка – зона внешнеполитических интересов России, привлекающая нездоровое внимание США и европейских держав. Настоящим бичом региона является исламский терроризм, сеющий насилие и убийства в Мали, Нигере, Буркина-Фасо и прибрежных государствах (Кот-д'Ивуаре, Бенине, Того).

До недавнего времени Того оставался относительно спокойным местом, но сейчас отмечается смещение активности джихадистов из южных провинций Буркина-Фасо в северные провинции Того. Планы террористов очевидны – получить выход к берегам Атлантики для ввоза и вывоза контрабанды, в том числе наркотиков и оружия. Это принесёт большую прибыль и решит вопросы финансового обеспечения группировок.

Для Кот-д’Ивуара, Бенина и Того наиболее опасным направлением считается граница с Буркина-Фасо. Приграничные буркинийские территории являются зоной влияния сразу нескольких исламистских формирований – «Джамаат аль-Ислам валь-Муслимин» (ДНИМ), «Катиба Масина», «Аль-Каида в исламском Магрибе». Их тыловые базы – это близлежащие буркинийские деревни, где боевиков ждёт кров, стол и помощь соплеменников.

ДНИМ – самая крупная и самая активная группировка. Успешности её действий способствует слабый уровень взаимодействия между силовыми аппаратами западноафриканских стран, отсутствие системного подхода к борьбе с терроризмом. Антитеррористические операции часто представляют собой рейды силовиков в подозрительные деревни, где в перестрелках уничтожают не успевших скрыться вооружённых боевиков и арестовывают их сообщников. Затем силовики покидают деревню, сюда возвращается основная масса убежавших террористов, и через время всё повторяется снова.

Иногда в нестабильных районах размещают воинские гарнизоны, но они превращаются в первоочередную цель для ДНИМ. Боевики стараются выбить гарнизоны с насиженных мест, чтобы сохранить за собой свободу передвижения и возможность контролировать близлежащие дороги и окрестные населённые пункты для сбора налога на джихад и вербовки добровольцев. Сам процесс вербовки прост: у крестьянина либо постоянно отбирают весь скот и урожай, либо предлагают самому присоединиться к банде и отбирать скот и урожай у других.

Мали, Нигер, Буркина-Фасо, Того, Бенин, Кот-д'Ивуар – бывшие французские колонии. Париж очень нервно относится к сотрудничеству этих стран с Россией, французские разведслужбы и СМИ отслеживают буквально каждый шаг россиян в регионе. Так, в феврале 2024 г. французское издание Africa Intelligence сообщило о приезде в Того тридцати российских военспецов. Издание не уточнило их принадлежность (Африканский корпус Минобороны России?), но указало, что россияне прибыли для оказания содействия тоголезской армии в борьбе с джихадистами.

Военно-техническое сотрудничество между Россией и Того активизировалось с 2022 г. Москва поставила тоголезцам три вертолёта Ми-25 и два Ми-17. Запад подозревает Москву в желании обзавестись морской базой на побережье Того для логистического обеспечения своего присутствия в Сахеле. Берега Того омывает Гвинейский залив, появление здесь российской базы создаст логистический коридор от российских военных баз в Ливии и Буркина-Фасо через Того до вод Гвинейского залива с выходом в Атлантику к побережью Южной Америки. С появлением такого коридора экономическая изоляция России станет вдвойне невозможной.

Запад боится российского влияния в Западной Африке также из соображений военной стратегии. Пункт материально-технического обслуживания ВМФ России в Тартусе (Сирия), присутствие российского Африканского корпуса в Сирте (Ливия) и появление российских морских баз в Африке подорвут силовую монополию флотов НАТО в Атлантике и Средиземноморье.

Проход кораблей из Чёрного моря в Средиземное через Босфор и Дарданеллы зависит от политических вкусов Турции, а Турция – страна-член НАТО. От присутствия российского ВМФ в Средиземном море зависит устойчивость российского влияния на Ближнем Востоке и в Северной Африке, от присутствия на Ближнем Востоке и в Северной Африке – транспортно-логистическая связь с Западной Африкой с перспективой создания вышеупомянутого коридора через Атлантику в Южную Америку.

Если у России будут морские базы в Африке, её зависимость от Босфора и Дарданелл снизится в разы. Для НАТО, обложившего западные рубежи России, это станет долгосрочной угрозой, так как критическая инфраструктура альянса окажется под прицелом российских ракет морского базирования.

Вместе с появлением кораблей и подлодок ВМФ в Ливии базы НАТО в Южной и Центральной Европе окажутся в зоне досягаемости их ракетного вооружения, например «Калибров». Поэтому спецслужбы США и Италии стараются сколотить в Ливии силы, способные нанести поражение силам генерала Хафтара – союзника России. Если «Калибры» появятся в Того, тогда их носители, выйдя к атлантическому побережью Мавритании, смогут наносить удары по британской базе в Гибралтаре – критически важному пункту, позволяющему Лондону контролировать выход из Средиземноморья в Атлантический океан.

Присутствие россиян в Западной и Центральной Африке может в будущем означать появление здесь российских дронов и ВВС. В своё время такая перспектива обсуждалась в период активной работы ЧВК «Вагнер» в Центрально-Африканской Республике (ЦАР). С территории ЦАР российская боевая авиация легко долетала бы до Южной Европы. Натовские стратеги бьют тревогу, что в радиусе действия российских дронов из Западной и Центральной Африки окажется средиземноморское побережье Европы, в первую очередь Франции и Италии. Это заставит Париж и Рим быть сдержаннее не только на африканском направлении, которое они считают своей традиционной геополитической вотчиной, но и в отношении России в целом. НАТО привык угрожать России, но не привык сам находиться под реальной угрозой ракетных и дроновых атак.

В этой игре Того преследует свои интересы. Желая уравновесить влияние других держав в регионе после ухода Франции, Того расширяет сотрудничество с Москвой, одновременно сохраняя связи с США в рамках US Global Fragility Act – программы долгосрочной поддержки Вашингтоном политически нестабильных государств. В августе 2024 г. глава Африканского командования армии США ген. Майкл Лэнгли и посол США в Того провели переговоры о сотрудничестве с президентом Того и начальником штаба тоголезской армии.

Исламисты рассматривают Того как буфер между англоязычной Ганой и франкоязычным Бенином. При этом в англоязычной Гане, где позиции англосаксов достаточно прочны, террористическая угроза не растёт в геометрической прогрессии как во франкоязычной Африке, откуда французами пришлось уйти. В Бенине исламисты активизировались в 2021 г., и эта тенденция сохраняется до сих пор. Северные районы Буркина-Фасо и в этом случае также служат для них тыловым плацдармом.

В данной ситуации Того для исламистов в стратегическом смысле – продолжение Бенина. Вероятность обострения обстановки здесь в скором будущем высока. Западу надо вытеснить отсюда русских, и ради этой цели он готов сотрудничать с кем угодно, в том числе манипулируя террористической угрозой и опосредованно, по линии спецслужб, контролируя исламистские группировки.




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса
Анна Курникова

Анну Курникову заметили в Майами в инвалидном кресле






СИБУР-Кстово приостановил производство после атаки БПЛА

ELON MUSK CAN STOP HIS SPACE EXPLORATION! ВЫСШАЯ КВАНТОВАЯ ФИЗИКА УПРАВЛЕНИЯ МИРОМ! NEW IDEAL WORLDS TO DO IS NOT SO EXPENSIVE. Россия, США, Европа могут улучшить отношения и здоровье общества?!

Анатолий Гарбузов: Логистический центр почти на 700 ...

Одна-единственная встреча: случайное знакомство решило судьбу Веры Глаголевой