Илон Маск займётся «чёрной дырой» Пентагона
Уровень коррупции в военном ведомстве выше, чем где бы то ни было ещё
Как я и предсказывал, ведомство Илона Маска, наконец, приступит к решению самой сложной и масштабной задачи – проверке Пентагона. Президент Дональд Трамп 7 февраля дал Илону Маску и его Департаменту по вопросам эффективности правительства (DOGE) поручение провести масштабную проверку Министерства обороны США. В пятницу на пресс-конференции в Белом доме Трамп заявил: «Илон делает отличную работу, он находит ужасающие растраты, мошенничество и коррупцию. Вы видите это на примере USAID, но увидите еще больше с другими агентствами, в других частях правительства». Далее президент конкретизировал: «Они (Маск и его Департамент. – В. К.) проверят министерство образования, Пентагон, других». По мнению Трампа, такие меры "вероятно, позволят выявить потраченные безо всякой пользы триллионы долларов".
Приоритетность такого направления работы DOGE, как Пентагон, определяется двумя обстоятельствами.
Во-первых, Министерство обороны США (Пентагон) занимает среди всех ведомств правительства первое место по бюджетным расходам – более 800 млрд долларов. Со значительным отставанием от Пентагона идут министерство энергетики и министерство по делам ветеранов. Впрочем, де-факто Пентагон распоряжается не только своим бюджетом, он управляет всем военным (оборонным) бюджетом, в который включаются некоторые расходы того же министерств энергетики и существенная часть расходов министерства по делам ветеранов (военные пенсионеры), а также расходы целого ряда других ведомств. Фактический военный бюджет США приближается к 1 триллиону долларов в год. Много шуму наделали заявления руководителя DOGE по поводу Агентства международного развития, которое Маск назвал «преступной организацией». А ведь годовой бюджет этого Агентства – 50 млрд долларов. Сумма очень большая, она меркнет на фоне величины военного бюджета США.
Во-вторых, потому что по оценкам многих экспертов, степень казнокрадства в военном ведомстве намного выше, чем в других министерствах и ведомствах. Казнокрадство в военно-промышленном комплексе (ВПК) – больной вопрос для Америки, он обсуждается десятилетиями и в Конгрессе США, и в Белом доме, но побороть это зло не получалось. Примечательно признание бывшего министра обороны США Дональда Рамсфельда (руководил Пентагоном в 1975-77 и 2001-2006 гг.). На одной из пресс-конференций он признал: «Четверть доходов Пентагона мы не можем контролировать и не можем доподлинно выяснить, куда эти средства были направлены». Более высокий уровень казнокрадства в сфере ВПК объясняют тем, что Пентагон и его подрядчики прикрыты повышенной секретностью, затрудняющей или даже делающей невозможными проверки и аудиты.
Накануне первого прихода Трампа в Белый дом, в 2016 году в Конгрессе США было проведено исследование возможных финансовых потерь по линии Пентагона. Их сумма за предыдущие два десятилетия была оценена в 2,4 трлн. долларов. Основная часть потерь возникла в результате многократного завышения цен на закупаемые Пентагоном оружие, иную военную технику, боеприпасы, работы и всевозможные услуги. Также следует учесть хищения имущества Пентагона. Ещё одной «чёрной дырой» была определены НИОКР военного назначения. Оказалось, что 9 из 10 научно-технических проектов завершались «пшиком»; потраченные миллиарды списывались в «плановые убытки».
В 2016-2017 гг. в США вышла серия публикаций и видеоматериалов с участием Кэтрин Остин Фиттс (Catherine Austin Fitts), бывшей помощницы министра жилищного строительства и городского развития, и Марка Скидмора (Mark Skidmore), профессора экономики Мичиганского университета. В них были представлены оценки хищений казенных денег, предназначавшихся Пентагону и другим федеральным ведомствам. За многие годы набежали суммы, измерявшиеся триллионами долларов.
Напомню, что в 1990 году в США был принят закон, обязывающий проведение систематических аудиторских проверок всех без исключения государственных структур. Однако Пентагон, прикрываясь своей секретностью, более четверти века избегал аудиторских проверок.
Но вот в Белый дом в январе 2017 года пришел 45-й президент Дональд Трамп. И вскоре он поставил вопрос о том, что для Пентагона не будет никаких исключений. И уже с конца 2017 года началась аудиторская проверка военного ведомства. была запущена. Она была очень масштабной – в ней участвовало 1200 аудиторов. Результаты первого аудита оказались шокирующими даже для тех экспертов, которые до этого пытались оценивать масштабы хищений в хозяйстве Пентагона.
По мнению ряда американских экспертов, военный бюджет США – это не только «кормушка» для коррумпированных чиновников и военных корпораций, наживающихся на непомерно высоких ценах на закупаемую Пентагоном продукцию. Это еще канал, через который бюджетные деньги направляются для формирования бюджета «глубинного государства». Дональд Трамп, как считают некоторые наблюдатели, хорошо понимал, что такое «глубинное государство», какие угрозы оно несет Америке, какой мощью обладает эта невидимая власть. Прийдя в Белый дом, он не рискнул напрямую объявлять войну «глубинному государству», но попытался его ослабить. Для этого он и стал предпринимать усилия по перекрытию канала финансирования «глубинного государства» через военный бюджет.
Продавить решение об аудите Пентагона Трампу в 2017 году удалось с большим трудом – было сильное сопротивление со стороны американского ВПК и стоящего за ним «глубинного государства». В рамках этого аудита в первую очередь проверялось целевое использование бюджетных средств предыдущих лет, а также наличие числящегося по документам имущества Вооруженных сил США как на территории самих Соединенных Штатов, так и за рубежом (на военных базах). Отчет о первом аудите был обнародован в ноябре 2018 года. Отчет был очень лаконичным. Судя по всему, результаты аудита были настолько шокирующими, что большую их часть пришлось засекретить. Но и по открытой части отчета можно догадаться, что аудиторам не удалось обнаружить никакой бухгалтерской и иной документации по большей части расходов и контрактов. А также значительной части имущества, которое числилось только на бумаге.
Затем был проведен второй аудит Пентагона, и отчет о нем был опубликован в ноябре 2019 года. Охват и глубина его были даже большими, чем первого. Было задействовано 1400 аудиторов. И результаты второго аудита можно выразить словами: «Чем дальше в лес, тем больше дров». Число новых нарушений превысило число нарушений, которые были зафиксированы по итогам первой проверки. Второй аудит показал, что из 2300 конкретных замечаний по итогу аудита 2018 финансового года 23% (530) были успешно исправлены. Однако при этом появилось 1300 новых замечаний. Таким образом, общая масса замечаний выросла на 770.
Потом был третий (и последний при первом президентском сроке Трампа) аудит Пентагона. Число замечаний продолжало нарастать как снежный ком. Но тут произошла «смена караула» в Белом доме. Процесс ежегодных аудиторских проверок военного ведомства был уже запущен. Поэтому 46-му президенту США Джо Байдену пришлось согласиться с продолжением этой практики. Остановить аудиты при столь грандиозных масштабах уже выявленных нарушений со стороны Пентагона Белый дом не посмел. Но вместе с тем при Байдене результаты последующих аудиторских проверок не особенно афишировались. А между тем «снежный ком» замечаний и вопросов не уменьшался, а продолжал расти.
В ноябре 2024 года был представлен отчет по результатам седьмой аудиторской проверки Пентагона. Его проводили 1700 независимых аудиторов, расходы на него составили 178 миллионов долларов. Проверке подверглись активы на сумму 4,1 триллиона долларов (по документам) и финансовые обязательства на сумму 4,3 триллиона долларов.
Отчёт был обнародован уже после президентских выборов и объявления о победе Трампа. В шумихе событий вокруг победы Трампа информация о результатах седьмого аудита многими не была замечена. Но, как мне кажется, после того как Трамп дал поручение Маску заняться Пентагоном, отчет по седьмой аудиторской проверке начнет многими обсуждаться. В немногочисленных публикация по этой теме в американских СМИ делается заключение, что и этот аудит провален.
Что значит провален? Это значит, что Пентагон не сумел предоставить аудиторам информацию для вынесения заключения о понесенных расходах и о своем имуществе. Аудит был структурирован по 28 направлениям, каждому направлению соответствует то или иное структурное подразделение Министерства обороны США (в отчете именуется организацией). В отчете отмечается, что из 28 отдельных организаций, проходивших аудит, только 9 получили положительные заключения, 15 получили отрицательные заключения, одно получило заключение с рядом условий, а еще по трем проверка не завершена. Итак, в любом случае более половины организаций получили оценку «неуд».
В ближайшее время уже начнется очередной цикл аудиторской проверки Пентагона (уже восьмой по счету). Думаю, что новая аудиторская проверка военного ведомства будет существенно отличаться от предыдущих, потому что у неё появился мощный «катализатор» в лице Илона Маска, который будет неформально управлять более чем полуторатысячной армией аудиторов. Можно предполагать, что о многих «открытиях» проверки мы сможем узнать не в ноябре 2025 года (когда заканчивается годовой цикл и обнародуется отчет), а гораздо раньше. Я имею в виду манеру Маска сразу же оглашать публично сделанные «открытия».
К тому же полагаю, что Маску будет оказывать содействие новый министр обороны Пит Хегсет. Оба они – из команды Трампа. Новый министр обороны на совещании с сотрудниками Пентагона выразил уверенность, что через четыре года (т. е. к концу второго президентского срока Трампа) его ведомство сумеет полностью пройти аудиторскую проверку, «неудов» не будет. «Американские налогоплательщики заслуживают этого. Они заслуживают знать, куда уходят их 850 млрд долларов, как они тратятся, и должны быть уверены, что они тратятся разумно», – заявил новый глава Пентагона.
Напомню, что Министерство обороны в США было учреждено в 1947 году. Еще до первого президентского срока Трампа в Америке было несколько попыток наведения порядка и пресечения казнокрадства в Пентагоне, но все они оказывались неудачными. Посмотрим, чем закончится нынешняя попытка.
Заглавное фото: cumhuriyet.com.tr