Добавить новость
ru24.net
Разное на 123ru.net
Октябрь
2025

«Бенефис» Трампа в АСЕАН получил бойкот со стороны других мировых лидеров

Участники саммита держат в уме предстоящую встречу лидеров Китая и США в Южной Корее

В Куала-Лумпуре проходит очередной ежегодный саммит АСЕАН, завершающий малайзийское председательство в теперь уже бывшей «десятке». Сейчас, с полноценным принятием Восточного Тимора, это уже «одиннадцатка». Мы понимаем: читатель жаждет новых перипетий в российско-западных отношениях, но смеем заверить. То, что происходит в Малайзии, включая показательный бенефис Д. Трампа, имеет не менее, а в некоторых моментах и более существенное значение. Сам факт, что американский лидер начинает с АСЕАН своё продолжительное турне по АТР, включающее посещение Японии и Южной Кореи, в том числе саммит АТЭС в Кенджу и встречу с председателем КНР Си Цзиньпином, непосредственно затрагивающую российские интересы, говорит только об одном. Настоящий мировой центр смещается в Азию, оставляя прежние, вроде Европы, на периферии, что ярче всего иллюстрируется участием в саммите генсека ООН А. Гутерреша, а также председателя Евросовета А. Кошты. Как говорится, все пути ведут в Рим, только, вот незадача – Рим переехал далеко за пределы своей прежней «сферы влияния».

Собственно, АСЕАН – давно уже не региональный, а глобальный формат, что характеризуется формулой российского МИД об «асеаноцентричном» миропорядке в Азии, а также множественностью форматов, упакованных в форум новоиспечённой «одиннадцатки». На полях протекают:

- 28-я встреча Китай – АСЕАН (формат 11+1);

- 28-я встреча формата АСЕАН+3 (с участием Китая, Японии и Южной Кореи);

- 20-й Восточноазиатский саммит (ВАС). Помимо стран АСЕАН, участвует большая евразийская тройка РИК - Россия, Индия, Китай. А также США с дальневосточными сателлитами - Японией, Южной Кореей, Австралией, Новой Зеландией;

- 5-я встреча ВРЭП – Всеобъемлющего регионального экономического партнёрства (АСЕАН плюс Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия).

Обилие форматов предопределяет большое количество иностранных гостей. В Куала-Лумпур приехали президенты США Д. Трамп, Южной Кореи - Ли Чжэ Мён, Бразилии – Л. да Силва, ЮАР – С. Рамофоса, премьеры КНР - Ли Цян, Канады – М. Карни, Японии – С. Такаити. Российскую делегацию возглавляет вице-премьер А. Оверчук.

То, как беспардонно пиарится Трамп, уже вызвало в экспертной среде упоминание параллелей с событиями его первой каденции, когда американский президент, вопреки обещаниям, не приехал на такой же саммит в Бангкок, отправив вместе себя одного из советников. Это вызвало возмущение лидеров АСЕАН, которые в массовом порядке саммит проигнорировали. Предполагается, что сейчас Трамп пытается за тот эпизод оправдаться, потому и выдаёт бравурные тирады вроде следующей:

Для меня огромное удовольствие снова быть со всеми вами в ЮВА, среди практически одних из важнейших союзников, стран и партнёров США. Весь мир равняется на вас. Я здесь с миссией дружбы и доброй воли, чтобы углубить наши торговые связи, укрепить нашу общую безопасность и решительно содействовать стабильности, процветанию и миру во всех странах, представленных в этом зале и за его пределами. Именно поэтому я рад, что в дополнение к соглашению с Малайзией, на этой неделе мы также подписываем наши близящиеся к завершению торговые соглашения со многими другими партнёрами в Индо-Тихоокеанском регионе. От Камбоджи до Японии и Южной Кореи.

На самом деле в свете стычки с Китаем из-за редкозёма, Трампа интересует именно этот вопрос, и уже в первый день саммита он успел подписать соответствующие соглашения с Малайзией и Таиландом. При этом следует иметь в виду, что Малайзия уже ведёт переговоры на эту тему с Китаем. Парафировано соглашение между одним из малайзийских суверенных фондов и китайской госкомпанией по совместному строительству в стране перерабатывающего предприятия, что означает фактическую передачу Куала-Лумпуру китайских технологий, ограниченных в перспективе к экспорту в США.  

Что касается самого Пекина, то там явно решили не форсировать события и приберечь аргументы на очную встречу.

Что уже произошло?

Прежде всего, подписаны Куала-Лумпурское мирное соглашение и Декларация о принципах добрососедских отношений между Таиландом и Камбоджей. Они направлены на преодоление межгосударственного конфликта, который начался в мае, а к июлю вошёл в горячую фазу пограничных боёв. Маленький штрих. В борьбе за так и не полученную «Нобелевку» Трамп не только присвоил себе лавры миротворчества, которые по праву разделил с ним Китай, но и повёл себя по-хамски: потребовал, чтобы представителей КНР вообще не было при подписании, иначе шантажировал отказом от посещения саммита. Председательствующая Малайзия отчаянно лавирует между Пекином и Вашингтоном, и чтобы избежать «выбора», прикрылась всем АСЕАН, представляя свои действия заботой об общих интересах объединения. Которые, заметим, по целому ряду вопросов расходятся. Формула компромисса получилась такая: на церемонии подписания китайцев не было, но премьер Малайзии А. Ибрагим присутствовал вместе с Трампом.

Вообще следует признать, что Трамп, попытавшись сделать Куала-Лумпур своим бенефисом, выдавил всех остальных влиятельных игроков. На примере саммита видно, что Трамп своими пошлинами осуществляет стратегию «выборочного нагибания» тех отдельных стран, что готовы прогнуться. Он вводит высокие пошлины для всех, а затем по итогам уже двусторонних переговоров, на «личной основе» их снижает в обмен на конкретные договорённости. Это тонкая тактика, дающая в руки США инструмент экономического принуждения в политических вопросах. Поэтому Си Цзиньпин предпочёл для встречи с Трампом другой формат - АТЭС, ибо рекордный товарооборот КНР с АСЕАН побуждает Пекин не превращать саммит в балаган и не мешать организаторам разборками с США. Китай готовит встречу на 30 октября в Южной Корее, и к ней уже выработаны некие основы компромисса, достигнутые на переговорах вице-премьера Хэ Лифэна и главы минфина С. Бессента. Сообщают, что Китай будто бы на год приостанавливает ограничения на экспорт редкозёмов, а США отменяют не успевшие вступить в действие 100%-ные тарифы. Также Вашингтон и Пекин определились с судьбой американского сегмента TikTok, который будет выкуплен американской стороной. По остальным вопросам двусторонней повестки – прекурсорам фентанила и импорту российской нефти - будут разговаривать лидеры. Хотя по фентанилу, например, Трамп занимается откровенным шантажом и вымогательством; все вопросы были решены ещё при Джо Байдене. Тогда центром «фентанилового» криминального «реэкспорта» считалась Мексика, сейчас Вашингтон перевёл стрелки на Венесуэлу, в явной попытке ущемить Китай и оправдать попытку силового смещения президента этой страны Н. Мадуро.

А вот что касается российской нефти, то уже ясно, что США нечего выменять у Китая за отказ её покупать у Москвы, а попытка введения вторичных санкций вызовет неминуемый зеркальный ответ. Западные СМИ на этом фоне принялись разгонять «новость» о приостановке закупки российской нефти ведущими китайскими компаниями, а также о пересмотре контрактов индийскими. Однако специалисты ничего особенного в этом не видят и приводят в пример покупку Китаем иранской нефти, которая в отчётах фигурирует как малайзийская. То же самое предполагается и в российском случае. Что касается Индии, то речь вообще идёт о пересмотре не объёмов, а посредников, через которых будет осуществляться импорт.

Вероятность реального сокращения закупок Пекином и Дели оценивается как минимальная: никому не нравится, когда на него давят, и под таким давлением, как недавно подчеркнул российский президент Владимир Путин, никто из уважающих себя стран ничего не делает. И коль скоро стоимость акций «Роснефти» и «ЛукОЙЛа», против которых Трампом введены санкции, упала соответственно всего лишь на 3% и 5%, то это лучшее доказательство штатного развития очередного санкционного кризиса. Тем более, что шансов заместить выпадающие российские экспортные объёмы нет даже у ОПЕК+, и если разрушить соответствующую сделку, нарастить их быстро не получится, но попытка вызовет быстрый рост цен. Ожидается, что именно это Трампу будет втолковывать во время визита в США наследный принц Саудовской Аравии М. бин Салман.

По-видимому, именно чтобы не объясняться с Трампом, индийский премьер Н. Моди тоже проигнорировал Куала-Лумпур, а хозяин саммита Ибрагим с явным облегчением заявил, что «уважает» его суверенное решение. Повторим, балаган на саммите, на который нацелился Трамп ещё до его начала, не нужен никому, но менее всего – Малайзии, которая рассчитывает своим председательством войти в историю.

Что касается нашей страны, то российская делегация во главе с Оверчуком провела ряд встреч, подтвердив ранее заключённые соглашения с участниками бывшей «десятки». При всей важности АСЕАН для нас с точки зрения геополитики, как оплота сопротивления экспансии США в Юго-Восточной Азии, а также особых отношений с Мьянмой, которая постепенно преодолевает инерцию попыток изоляции внутри объединения, наш товарооборот меньше китайского даже не в разы, а на порядки. И составляет 23 млрд долларов. Так что прорывы на этом направлении у нас ещё впереди. Пока же российское внимание сосредоточено на предстоящей встрече Си Цзиньпина и Трампа в Южной Корее. Кстати, хозяин Белого дома уже отыграл назад и взял под сомнение перспективу посещения после них демилитаризованной зоны на границе двух Корей и встречи там с главой КНДР Ким Чен Ыном. Мы уже знаем, что когда так происходит, значит, получен от ворот поворот. И делается хорошая мина при плохой игре. Своего рода лакмусовая бумажка того, куда склонится разговор лидеров в Сеуле. Ждём. 30 октября не за горами.

Источник




Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus
















Музыкальные новости




























Спорт в России и мире

Новости спорта


Новости тенниса