В первой декаде февраля в Армении проявились вполне значимые акценты небезызвестного трамповского (Зангезурского) «маршрута во имя мира и процветания» (TRIPP). Его инициаторы ни под каким предлогом не готовы допустить Россию, чьей союзницей считается Армения, в экстерриториальный для США – подчеркнем – транспортно-энергетический коридорный проект. Такая версия на базе ряда взаимосвязанных фактов была высказана в недавних публикациях «Ритма Евразии»: она оказалась правильной.
В данном случае предусматривается не только недопущение РФ в железнодорожный сегмент TRIPP, но и для большей гарантии этого недопущения – возможное упразднение концессии РЖД, действующей с 2008 г. в сфере железных дорог Армении.
Всё это предпринимается, во всяком случае уже озвучивается, в преддверии восстановления (в 1-м полугодии с. г.) ж/д сообщения Армения–Турция, выходящего на Балканы и в Восточное Средиземноморье. Следовательно, TRIPP – это нечто большее в своей политической географии, транзитной и экономической фабуле, чем это сейчас объявляется.
Если поподробнее, в середине декабря 2025 года премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что «попросил Россию в срочном порядке восстановить участки армянской железной дороги, ведущие к границам Азербайджана и Турции». Подразумевалась помощь от Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД) – дочерней структуры РЖД, получившей в 2008-м железные дороги Армении в 30-летнюю концессию с правом продления еще на 10 лет.
Упомянутая просьба носила более чем странный характер, ибо, уточняя бесперспективность взаимоотношения РФ и TRIPP, Н. Пашинян заявил, что проект является армяно-американским и это «четко прописано в его декларации». Участие же здесь третьей стороны «может обсуждаться между Ереваном и Вашингтоном». При этом премьер добавил, что «Армения может забрать у России концессионное управление железными дорогами на своей территории, если во время их восстановления у Москвы возникнут какие-либо препятствия или затруднения». То есть получается, что некое «восстановление» ж/д Армении – составная часть формально транзитного проекта TRIPP?
Более конкретно высказался на днях спикер Национального собрания Армении Ален Симонян: «Участие России в проекте «Маршрут Трампа» не рассматривается. В рамках TRIPP это выглядит несколько абсурдно, так как по сути означало бы делать всё для того, чтобы TRIPP не заработал». Более чем прозрачный намек на некую подрывную функцию России. По мнению Симняна, для открытия маршрутов или дорог при участии России «может быть создана отдельная инициатива». Проще говоря, реализуемость TRIPP-проекта прямо предопределяется отсутствием в нём РФ. Ай да союзничек!
Ж/д Южного Закавказья
На днях в той же тональности, если не жестче, высказался политолог Давид Степанян. По его словам, при окончательном разблокировании границ в регионе ЮКЖД «обязана (каково: именно обязана. – Ред.) удвоить инвестиции». Он же выразил сомнение в том, что Москва примет участие в открытии коммуникаций, так как «это сейчас рассматривается как западный проект». Политолог предупредил: если российская сторона откажется выполнять свои обязательства, то Армения будет вынуждена изменить статус железной дороги и привлечь других, возможно, иностранных операторов. Похоже, сие подсказано Степаняну, что называется, свыше. А насчет других инвесторов, скорее всего, подразумевается американская компания с решающей 74%-ной акционерной долей в TRIPP.
Отметим, что российская сторона не намерена самоустраняться от проекта даже в вышеупомянутой ситуации. Как отметил на днях посол РФ в Армении Сергей Копыркин, Москва «внимательно следит за происходящим вокруг проекта и готова обсуждать подключение к этой инициативе». Напомнив, что РФ на основе концессии участвует «в развитии и поддержании железнодорожной сферы в Армении».
Посол добавил, что Россия «стояла у истоков нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном (2020-21 гг. – Ред.), что привело к разблокированию связей между республиками». В этой связи напомним, что трехсторонние договоренности 2020-21 годов прямо или косвенно саботировались Ереваном и Баку из-за территориальных споров, особенно в том же Зангезурском – теперь TRIPP-коридоре. А Вашингтону в 2024-25 гг. удалось навязать Еревану и Баку финансовые и политические условия, при которых их споры сошли на нет, а рулить тем же коридором предписано все той же компании из США.
Россия, как отмечает С. Копыркин, «исходит из того, что взаимодействие в транспортной сфере должно развиваться на взаимовыгодной и равноправной основе», учитывать интересы всех заинтересованных стран региона и их соседей». Но не факт, что такая позиция РФ услышана в Вашингтоне или Ереване.
Некоторые местные источники сообщают о новом, пока неофициальном, проекте в контексте того же ТRIPP, а именно новой ж/д между Арменией и Азербайджаном: Зотк (приграничье восточной Армении с Азербайджаном) – Кущинский Мост/Дашкесан (западный Азербайджан) почти в 60 км. Она послужит для вывоза по кратчайшему пути дашкесанских железной руды и химсырья через Армению в Турцию. И при этом станет новым трансзакавказским коридором в обход РФ.
Проект ж/д через Зотк (Армения) – в 9 км от границы с Азербайджаном и вблизи озера Севан
Словом, исходя из упомянутых фактов и тенденций, очевидно ускорение нацеленного на обструкцию РФ политико-экономического проникновения США в Южное Закавказье. Уже сегодня это обернулось заметным возрастанием влияния США в регионе, во всяком случае в Армении. А для подпорки этой комплексной тенденции дело, глядишь, дойдет и до создания военной базы...
