Польские похороны демократии
Выясняется, что Komitet Obrony Demokracji обороняет не демократию в Польше. Спонсор проекта настроен не позволить марионеткам вырваться на свободу. И дело не только в спонсоре. Дело в методиках и приёмах, дело в системе и закономерностях. Потому и вспомнился Майский.
«Демократическая контрреволюция» Майского в форме воспоминаний рассказывала о послереволюционных событиях, о его участии в работе самарского Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания, о вникании в политику Советской власти и причинах, приведших его в ряды РКП (б). И о том, как демократические фантазии закономерно превращаются в идеологию кровавой диктатуры, хоть и возникли в ответ на диктатуру, обвинённую в кровавости. Любители Пелевина смогут грустно улыбнуться, вспомнив его «демократуру» и перечитать роман «S.N.U.F.F.». Или послушать Polskie Radio S.A. — там о «демократуре» в Польше спорят почти каждый день.
Канва: споры о судейском составе Конституционного суда в Польше продолжаются с конца ноября, когда Сейм аннулировал выборы пяти судей КС, отобранных в октябре парламентом предыдущего созыва. Такое решение было поддержано партией «Право и справедливость» и клубом «Кукиз’15». 2 декабря польский парламент избрал 4 новых судей и уже ночью в присутствии президента Польши Анджея Дуды они принесли присягу.
Оппозиция была таким ходом событий разгневана. Вскоре Конституционный суд признал выборы 3 судей в октябре действительными, а выборы 2 судей, срок полномочий которых истекал только в декабре – неконституционными. Одновременно не признал имеющими законную силу постановления Сейма от 2 декабря об аннулировании выбора 5 членов Конституционного суда Сеймом VII созыва. 9 декабря президент Анджей Дуда принял присягу пятого судьи, избранного «Правом и справедливостью».
Учитывая, что победившая партия, родная партия президента Дуды, победила настолько успешно, что перестала нуждаться в коалициях, уместно считать состоявшимся выбор народа в полном соответствии с понятиями о демократии. Но теперь срочно сколочен Komitet Obrony Demokracji (KOD) для... А для чего? Не спросить ли мнение ветеранов?
Экс-кандидат на пост президента Польши Гжегож Браун заявил, что протесты KOD — организованные акции, ведущие к подготовке майдана для смены власти «по украинскому сценарию». Он уверен, что Украина была «на первое», а «главным блюдом» будет Польша, подразумевая интерес сценаристов и режиссёров процесса «обороны демократии». Известный польский политический деятель, недавно объявленный «королём facebook», Павел Кукиз заявил, что протесты финансирует Сорос, акцентируя внимание на их проплаченности. Ситуация действительно напоминает времена подготовительной к майдану акции «Украина, вставай», в которой за 9 месяцев до самого переворота активно участвовали будущие лидеры киевского евромайдана.
О необходимости оборонять демократию можно попытаться узнать из выступления создателя KOD. Матеуш Киёвский:
«Мы не революционеры, мы не разрушаем государство так, как это делает правительство. Мы проводим демонстрацию в защиту свободы, хотим выразить протест против всех последних действий власти. Парламентское большинство имеет право менять страну, реализовать предвыборные обещания, свою программу, имеет право менять политику, но не имеет права изменять основы демократии».
Не узнать в этих словах риторику из Киева-2013, до первых захватов зданий и поджигания «Беркута», можно, конечно. Только если очень постараться.
Несколько дней назад, как раз перед дебатами о ситуации в Польше в Европарламенте, деятели KOD встретились с лидерами основных европейских фракций. Состоялись переговоры с главой фракции либералов Верхофстадтом и с представителями фракций социалистов и демократов, «зеленых» и Объединенных европейских левых сил. Дебаты чуть было не отменили за ненадобностью, но KOD настоял, Туск поддержал, даже первый польский президент Валенса вылез из нафталина и сказал, что «отечество в опасности». Вот ведь, опять в опасности...
Уже после дебатов на специфику обратил внимание вице-председатель Польского общества Public Relations Анджей Помаранский. Конкретно, на явку депутатов в Европарламент для дебатов и вообще на интерес, проявленный к этой дискуссии:
«Дебаты в Европарламенте транслировали только польские, и даю голову на отсечение, что никакие другие международные СМИ. В зале заседаний было довольно пусто. С одной стороны, это важная дискуссия и нельзя пренебрегать ею, а с другой стороны, интереса европейской общественности к ней нет. Во время дебатов появлялись такие темы, как проект газопровода «Nord Stream II», миграционный кризис в Европе. Это показывает, что практически дебаты о Польше превратились в дискуссию о ценностях и направлениях, в котором должен двигаться Евросоюз».
Итак, всего неделю назад горячо спорили в ЕП в полупустом зале с вялой аудиторией. Чего хотели охранники демократии? Матеуш Киёвский заявлял, что во время преддебатных переговоров активисты комитета хотели убедить собеседников, что антидемократические решения, принимаемые правящей партией «Право и Справедливость», не являются выражением воли всех поляков. И что «поляки хотят чувствовать себя членами сообщества, которое уважает общие ценности». Члены KOD желали вручать свои листовки евродепутатам, входящим в зал заседания, в котором будут проходить дебаты. И вручили тем немногим, что на дебатах появились — оказалось меньше половины от состава.
Тогда же представители движения Solidarni 2010 и издания Gazeta Polska провели у здания Европарламента демонстрацию в поддержку польского правительства и партии «Право и Справедливость». Но, что же в итоге? Что в сухом остатке после многомесячных споров о новом польском политическом пути? После дискуссий в Европарламенте в эфире Польского радио высказался министр иностранных дел Польши Витольд Ващиковский. Он объяснил, что дискуссия была инициирована европейскими технократами, которых поддержала польская оппозиция. По другим сведениям — наоборот.
Однако мнение Ващиковского кое-что объясняет:
«… теперь от технократов – а одним из них является бывший премьер-министр Туск – зависит, как выбраться из этой ситуации, при этом, конечно, сохранить лицо, чтобы не затягивать компрометирующий вопрос, поскольку, он является безосновательным. Здесь большую роль мог сыграть президент Европейского совета Дональд Туск, если бы ясно дал понять технократам, что не позволит допустить, чтобы Польшу осудил Евросовет, в связи с тем, что ни один тезис Еврокомиссии о применении определенной процедуры в отношении Польши, не является оправданным. Но, к сожалению, экс-премьер-министр Туск в Брюсселе доказал, что он до сих пор остается политиком Гражданской платформы, а не политиком европейского формата».
Подводя итог наблюдениям за кипением в польской политике, можно сделать вывод. Во-первых, ни старая правящая партия, ни новая, не отступает от русофобии в комбинации с великошляхетской фанаберией.
Во-вторых, из марионеточного состояния нынешняя правящая партия Польшу вывести постаралась, но пока не вывела. Понятно, что главный «карабас барабас» этого театра в Вашингтоне. Кстати, пока Вашингтону не до польских вольностей, за «шефа» отдувается Брюссель. Возможно, по этой причине Дуда и Шидло успели выхватить два важных рычага, управляющих демократией в Польше — Конституционный суд и начальников СМИ. Краковская команда политиков показала себя расторопной.
В-третьих, цыплят по осени считают. То, как бойко Сорос проспонсировал и направил «оборону демократии» через свои фонды и KOD, уже говорит о многом. В частности о том, что от украинского варианта развития событий Польша не застрахована.
Общий вывод: даже при чтении мантр о евро-атлантической солидарности и натовской приверженности всем составом партии «Право и Справедливость» хором, непослушных кукол в любой момент могут подвесить обратно на верёвочки. Как ни печально, но поляки попались — США незачем ни вступать в споры о праве, ни дискутировать о справедливости.
Стало быть, польская мечта о свободе останется мечтой, а от перемены Гражданской платформы на «Право и Справедливость» мало что изменится. Поэтому и кажется, что правящая партия — такой же могильщик демократии, как и Комитет обороны демократии. Как бы ни колебались их коэффициенты полезного действия, а доминирующие политические силы — это террариум единомышленников и он может запросто превратиться в КПД. То есть, в Комитет похорон демократии.