«Український, б…дь, блокбастер!»
0
Тяжело и неказисто в Украине активисту
Эпопея Евгения Довлатова — активиста разных фронтов: с отрезанными пальцами, изнасилованием в застенках СБУ, подброшенной гранатой и перспективой пожизненного заключения.
Именно этими словами охарактеризовал ситуацию один из нардепов. Ознакомившись с ней детально, он еще и добавил: «Цэй сюжет трэба срочно продаты в Голивуд. Задорого!»
Понять слугу народа можно легко: в этой невероятной истории наворочено столько всего, что хватит на добрый десяток лихих боевиков. А в главной роли- лишь один герой. Евгений Довлатов. Которому и достались все «лавры».
Кто именно из нардепов был так красноречив — я не скажу. А вообще на той встрече с Евгением присутствовали: Александра Кужель, Сергей Мельничук, Николай Катеринчук, Дмитрий Павличенко — и это только политики первого эшелона! Были на ней также другие депутаты, менее известные широкой публике, а еще представители общественных организаций и гражданские активисты.
И все они пришли к однозначному выводу: дело, возбужденное против Довлатова Службой Безопасности Украины — чистой воды заказ. Чей? — В этом еще предстоит разобраться. А пока — немного предыстории: необходимой, чтобы уследить за всеми перипетиями этой головоломной эпопеи.
…Итак, 7 июня 2015 года Евгений Довлатов мирно ждал общественный транспорт на его остановке. Дело было в самом центре города Николаева, по ул. Декабристов.
Справедливости ради надо отметить, что тихим и послушным пай-мальчиком Женя не был никогда, а свой беспокойный характер направлял на яркие протестные перформансы (вдохновляя обнаженки девушек из Фемен и прочие эпатажные акции).
А потому к разного рода неожиданностям он был в принципе готов (люди разные, иные обижаются, словом — случалось всякое). Но — только не к таким.
К остановке с визгом шин подкатил бусик с затемненными стеклами, из него высыпались автоматчики — и опешившего Довлатова наспех запихнули внутрь.
Обвинение ему предъявили уже в здании Николаевского СБУ. Звучало оно пугающе: связь с террористами ДНР-ЛНР, связь с Народной Радой Бессарабии (Женя — одессит), а также…хранение боевой гранаты.
Последний момент заслуживает отдельного внимания: поскольку гранату нашли при обыске на квартире Довлатова, причем свидетели дружно утверждают, что ее подбросили силовики. На обыск, кстати, Евгения увезли сразу после ареста — и вершилось это действо с многочисленными нарушениями требований закона.
Уже через день состоялся суд, он был закрытым и проходил без публики. Суд установил, что ни сепаратистом, ни террористом Евгений Довлатов не был, а на территориальную целостность Украины — не покушался. Судья Дирко прямо заявил: «Дело сфальсифицировано сотрудниками СБУ и военной прокуратуры».
Главного вещдока — той самой гранаты — в зале заседаний не оказалось.
Её… перед этим взорвали СБУшники (якобы установившие таким странным образом боевое предназначение гранаты).
Кому и зачем все это понадобилось — пока неизвестно. Видно, крепко задел кого-то из силовиков журналист, правозащитник и общественный деятель Довлатов.
…Вот только театр абсурда, первый акт которого разыграло Николаевское СБУ, на этом не закончился. Статью, по которой обвинялся Евгений, оперативно переквалифицировали с политической на уголовную: теперь Довлатова обвиняли в покушении на убийство (статья УК 115 — с перспективой получить пятнадцать лет тюремного заключения); и для надёжности, на всякий случай — ещё и по 263-ей (незаконное хранение боеприпасов: ну, той самой загадочной гранаты).
Откуда взялось покушение на убийство? — В результате поножовщины, случившейся в тот же (согласитесь — нескучный!) день. Для тех, кто не успевает следить за крутыми поворотами нашего сюжета, поясню: у этой темы — своя, отдельная история. Короткая, но яркая.
…Приехав в Николаев, журналист и общественный активист Евгений Довлатов снял квартиру совместно с ещё четырьмя мужчинами. Так дешевле, думал он: однако вышло дороже. Один из соседей — некто Краселовский — вернувшись к вечеру пьяным, вдруг придрался к чему-то и напал на Евгения с ножом.
Прежде чем Довлатов оказался в больнице, он успел: отрезать ему пальцы, разбить ушную перепонку и нанести открытую черепно-мозговую травму. Пальцы успели пришить, перепонку тоже спасли — а Евгения, разумеется, в случившейся поповщине признали потерпевшим.
И вот теперь — потерпев неудачу с политическими статьями — правоохранители спешно вытащили недавнее дело на поверхность — и тут же попытались вменить ему в вину «попытку убийства». То есть согласно их версии, свое здоровье Довлатов потерял в результате своих же зловещих намерений. Просто неловкий какой-то получился из него убийца! Пальцы сам себе отрезал, голову пробил…
В качестве подозреваемого Довлатов пробыл в СИЗО больше месяца. За это время, добиваясь от него признательных показаний, Евгения жестоко избивали, применяли пытки (на его теле ещё долго были видны следы ожогов), а однажды даже банально изнасиловали.
(Кстати, проведённая «по горячему» судмедэкспертиза вопиющий факт зверского изнасилования подтвердила безоговорочно).
Впрочем, все эти, мягко говоря, противоправные действия николаевских правоохранителей так и не помогли им собрать нужную доказательную базу, и состоявшийся суд разрешил выпустить журналиста под залог. Необходимую сумму — 70 тыс.грн. — внесла мама.
Довлатов наконец оставил все вышеописанные ужасы позади — и вышел на свободу.
Что было дальше?
…Резонансные события в Николаеве не оставили без внимания высокопоставленные отечественные политики: как уже упоминалось, сразу после выхода из СИЗО в гости к нему направилась целая депутатская делегация.
Озабоченность происходящим выразили также международные организации ООН и ОБСЕ — упомянув в своих отчётах нарушения закона в ходе николаевских следственных действий.
В поддержку Довлатова выступили известные украинские журналисты, общественные и гражданские активисты.
Что сам Евгений?
Тоже не сидел сложа руки. Он выиграл уже два суда в Николаеве, неопровержимо доказав, что ни сепаратистом, ни террористом он не является.
Довлатов также обращался с официальным запросом в военную прокуратуру (с жалобой на пытки со стороны сотрудников СБУ) — на что получил вежливый отказ от представителя Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма Белоусова Ю.Л.
Полный текст звучит очень громоздко, но если кратко и по сути, то: «характер Ваших повреждений не позволяет утверждать, что их нанесли СБУшники».
Короче — с пляжа гэть!
Что будет потом?
А будет суд. Возможно, ещё и не один. Ведь и статьи над Евгением висят серьёзные — 115 и 263 — и срок по ним маячит более чем — 15 лет.
Где обвиняемому брать денег на судебные издержки (между прочим, это далеко не копейки) — которых у него нет?
У меня по этому поводу единственная версия: воспользоваться советом народного депутата — и продать сюжет в Голливуд. Задорого!
Ведь «Український, б…дь, блокбастер!» — для Голливуда жанр новый. А значит, имеет все шансы быть востребованным.
Это ведь мы здесь, на Украине, ко всякому привыкли. А для мира цивилизованного криминально-политическая эпопея Евгения Довлатова наверняка окажется откровением.
Елена Петрова