Концерт по заявкам: как Яценюк показывает США, что он лучше любого иностранного агента
Реформам — да! Коррупционерам — смертный бой! Так выглядит квинтэссенция заявлений посла США Джеффри Пайетта, директора МВФ Кристин Лагарди большинства западных политиков, комментирующих политический кризис на Украине. Пожелания таких уважаемых людей не могли остаться без ответа — и вот председатель правительства Арсений Яценюк оперативно представил свое «коммерческое предложение».
Реформаторы и коррупционеры, полицейские и воры
Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард 10 февраля четко дала понять, на чьей стороне в политическом кризисе выступают владельцы МВФ. Ее слова стоят того, чтобы привести их здесь и препарировать: «Я обеспокоена тем медленным прогрессом, который демонстрирует Украина в улучшении государственного управления, в борьбе с коррупцией и в уменьшении влияния корыстных интересов на политику. При отсутствии заметных усилий придать новый толчок реформам в управлении государством и борьбе с коррупцией сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться в дальнейшем и будет успешной».
Казалось бы, туман туманный. Но если перевести на язык политических реалий Украины, получается следующее. На языке пропаганды украинские СМИ, часть политиков и «говорящих экспертов» освещают нынешний скандал по схеме «Реформатор»: министр Абромявичюс разоблачает коррупционеров из окружения президента Порошенко. Директор-распорядитель дает понять, что МВФ однозначно на стороне министров-иностранцев — и против политиков из окружения Порошенко («медленный прогресс в борьбе с коррупцией и уменьшении влияния корыстных интересов на политику»). Кристин Лагард подчеркивает — МВФ заинтересован в реализации своей программы на территории Украины («реформы»). Если украинские власти во главе с Петром Порошенко и Арсением Яценюком не продолжат выполнять план МВФ («отсутствие заметных усилий придать новый толчок реформам»), никаких новых кредитов они больше не получат.
Вот что говорила Лагард по поводу «реформ» 10 февраля, а уже на следующий день, 11 февраля, Яценюк с готовностью отличника подчеркнул необходимость «реальных быстрых шагов по проведению реформ». Премьер Яценюк и его люди пытаются демонстрировать чудеса выживаемости под условным названием «Как остаться премьер-министром, имея рекордный антирейтинг». Свежая социология от группы «Рейтинг» свидетельствует:
— премьер-министр — рекордсмен по антирейтргу среди украинских политиков — 88% (70% — скорее не доверяю, 18% — совсем не доверяю), а почти 70% поддерживают отставку нынешнего правительства Украины. (Опрос за 14 — 22 января 2015 года, 2000 респондентов, погрешность — 2,3%.)
Поэтому, изловчившись, премьер Яценюк и его сотоварищи попытались использовать ситуацию с выгодой для себя.
Если задаться целью трезво оценить результаты работы импортного министра Айвараса Абромавичюса, надо составить простую табличку, где в левой графе написать обещания министра экономики, а в правой — их выполнение. И тогда получается достаточно пессимистичная картина. На протяжении 14 месяцев министр экономики выполнил минимум заявленного. А что касается ключевых задач — приватизация стратегических предприятий, свободная продажа украинских земель, передача украинской таможни «на кормление» зарубежным компаниям — то не выполнил вообще.
Смотрины на пост главного «реформатора»
В четверг, 11 февраля, команда премьера организовала открытое заседание Кабинета министров, где Яценюк выстрелил в медиа-пространство целой очередью решений, начав с передачи Волынской, Львовской, Черновицкой и Закарпатской таможен под контроль иностранных компаний. Концепцию «привлечения компаний (советников) к реформированию таможен» представила министр финансов Натали Энн Яресько. Забегая наперед, прогнозирую, что «абсолютно случайно» это окажутся компании из Великобритании. Вводить прямое управление таможнями на подконтрольной территории — давняя британская традиция.
Но главное «коммерческое предложение» — это Программа деятельности Кабинета министров, представленная Яценюком. Это «коммерческое предложение» в четком соответствии с интересами целевой аудитории. Запад, США, МВФ и страны ЕС интересуют украинский рынок сбыта, покупка стратегических предприятий и свободная продажа земли (когда Лагард и другие западные политики говорят про «реформы» — они имеют в виду именно это)? Пожалуйста, Яценюк обещает, что на продажу пойдут Одесский припортовый завод, «Центрэнерго», облэнерго «и другие объекты, которые сейчас запрещены для приватизации, но не имеют стратегического значения для безопасности государства». Справедливости ради, отметим: если прибыльные предприятия не имеют стратегического значения для Украины, тогда Яценюк выступает с позиции интересов какого-то другого государства.
Рынок сбыта? И премьер-министр в числе «необходимых изменений» называет реформу Государственной фискальной службы (т.е. в том числе и таможни). Еще при президенте Викторе Януковиче таможенную структуру передали под контроль этого суперведомства, да так и оставили после Майдана. Поэтому сегодня таможенными вопросами занимаются такие подразделения, как Департамент организации таможенного контроля, Департамент администрирования таможенных платежей и другие. А главное — премьер готов взять на себя ответственность за такой волнующий вопрос как «полноценная имплементация Соглашения о зоне свободной торговли ЕС».
Для полноты картины люди премьера пообещали реформы и в сфере обороны. «Мы фактически переходим на контрактную армию, и украинские Вооруженные Силы должны полностью отвечать стандартам и критериям Североатлантического альянса», — чтобы понравиться иностранным группам влияния и ЛПРам, Яценюк даже залез на территорию президента Петра Порошенко. Ведь модель парламентско-президентской республики записывает такие сферы, как оборона и внешняя политика, в список полномочий президента, поэтому должности министров обороны (Степан Полторак) и иностранных дел (Павел Климкин) в правительстве Яценюка — это квота администрации Порошенко.
Запад интересуют прибыльные государственные компании? Яценюк пообещал провести международный аудит на 50 крупнейших государственных предприятиях. Действительно, грамотное решение — ведь иностранные собственники должны со всех сторон изучить свою будущую собственность. А особо авторитетные покупатели смогут еще и сами назначить цену за свою будущую покупку (ведь сказал же премьер, что аудит будет международным).
Чего изволите?
И, наконец, еще в самом начале премьер Яценюк в лучших традициях европейского парламентаризма заявил: «Это должен быть наш общий план между правительством, парламентом и президентом, как реально проводить реформы в стране». Если понимать буквально, может сложиться впечатление, что эту фразу произносит премьер какой-нибудь европейской страны, имеющий в парламенте поддержку минимум 300 депутатов из 450. Такие слова может озвучивать глава правительства, гарантирующий, что программа кабинета спокойно и оперативно пройдет через зал парламента, а депутаты Верховной Рады уже пообещали поддержать его инициативы чуть ли не конституционным большинством голосов.
А ведь тротиловый заряд нынешнего кризиса — это не угрозы министра Абромавичюса уйти в отставку (попутно жалуясь на то, что люди из окружения президента пытались решать через него свои вопросы). Первопричина — как раз отсутствие в Верховной Раде настоящей депутатской коалиции минимум в 226 голосов. То есть, открытое нежелание депутатов голосовать за проекты законов, приходящие из Кабинета министров во главе с Яценюком. Кто-то из депутатов не хочет тонуть вместе с ненавистным правительством, большинство согласно тонуть, но требует увеличить размер «компенсации». А как его увеличишь, когда своим не хватает?
Впрочем, свежая серия инициатив во главе с Программой правительства предназначается для другой целевой аудитории — США, МВФ, страны ЕС, транснациональные корпорации. Все перечисленные крайне возмутились попытками украинского истеблишмента отторгнуть иностранного министра экономики — и здесь Яценюк крайне своевременно пытается перехватить у Абромавичюса его фирменную повестку и убедить, что премьер-министр Украины может работать как иностранный агент даже круче самого иностранного агента. Ведь приватизация, передача таможни под контроль иностранцев, свободная продажа земли — все это список фирменных тем гражданина Литвы, которые он активно продвигал на государственных совещаниях, бизнес-форумах и в медиа-пространстве все 14 месяцев. И здесь главное, чтобы иностранные игроки сделали ставку на Яценюка — они еще не знают, что, покупая «реформатора», они в качестве бонуса получают еще ворох проблем. Где главная проблема — это обеспечить стабильно рабочее большинство в Верховной Раде.
Хотя, если задуматься, получается здравый политический бартер: Яценюк дает «реформы», а сколачивать большинство в Верховной Раде снова придется вице-президенту Джо Байдену и помощнику Государственного секретаря Виктории Нуланд, послу ЕС Яну Томбински и послу США Джеффри Пайетту… А когда нет ничего другого, убедительно «раздуть щеки» — тоже искусство. Наконец, говоря спортивным языком, команда Яценюка на крутом вираже обошла людей Порошенко — сам президент пока что сподобился только на телефонный разговор с Джо Байденом, в котором предсказуемо «отметил необходимость продолжения реформ в Украине».